Скачиваний:
141
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
1.05 Mб
Скачать

7 Философия науки

Когда анализируется вопрос о связи философии и науки, то под последней чаще всего имеют в виду естественнонаучное знание. Для философии же, по крайней мере для индивидуального философского мышления, весь мир оказывается расколотым на две части: мое "я" и остальное "не я" как многообразие природных, социальных явлений, других индивидуумов и т.д. В этой связи в философии на переднем плане оказываются вопросы экзистенциальные, к примеру, в чем смысл жизни? В чем смысл человека? Как возможно бессмертие? и т.д. То есть проблема человека в явном или неявном виде составляет нерв любого философского рассуждения. Нельзя сказать, что в естествознании дело обстоит таким же образом. Частные науки в ходе своего развития все более удаляются от непосредственного человеческого опыта, и философия как бы протестует против этого и стремится расширить данные этих наук до целостной картины мира, "притянуть" их к личностному бытию. Философия вообще пытается преодолеть "разорванность" мира, являющуюся непременным следствием разветвленного развития естествознания. Определенным подспорьем здесь выступает развитие общественных, гуманитарных наук, порождающее большое количество мировоззренческих проблем, связанных с углубленным осмыслением бытия человека.

Вместе с тем частные науки обеспечивают такое знание, на базе которого философия поднимается в своих обобщениях. В науках о природе коренятся проблемы первоосновы мира, бесконечности пространства и т. д., которые имеют первостепенное значение для так называемых "экзистенциальных" вопросов, связанных с существованием человека. Известно, к примеру, что обилие проблем мировоззрения, рождаемых естествознанием, побудило А.Эйнштейна признать, что "всякая физика есть метафизика". То есть для философии, в конечном счете, важны все данные частных наук. Без этого невозможно "схватить" всеобщее в системе "мир -человек", создать универсальную картину мира сквозь призму понятий об Истине, Красоте, Добре, Справедливости.

Философия оперируют специфическими, по отношению к естествознанию, категориями. Их можно назвать предельными понятиями. Они не подлежат уяснению в собственных терминах. В философии невозможны и традиционные силлогические определения новых понятий, к примеру, через род и вид, поскольку за этими понятиями стоят предельно общие сущности, в то время как в естествознании через определения такого рода лежит основной путь развития категориального аппарата.

Наконец, следует указать и на тот момент, что философские проблемы -это "вечные проблемы", а в частных науках "проблема подобна задаче, которая возникает после решения предыдущей задачи".

Следует, однако, заметить, что "вечность" проблем философии не означает их принципиальной неразрешимости. Дело в том, что они наполняются конкретно -историческим содержанием применительно к эпохе развития общества и получают разрешение в зависимости от уровня его развития, накопленного интеллектуального потенциала, внешних условий и т.д.

Является ли сама философия наукой? Исходя из рассмотрения философии как элемента мировоззрения; можно было бы отрицательно ответить на этот вопрос: наука в системе мировоззрения предстает самостоятельным элементом, а философия имеет сущностные характеристики, которые отличают ее от науки или присущи ей в значительно меньшей степени. Но вправе ли мы отказать философии в наличии объективно-истинного значения ее построений, в том, что она отражает универсальные законы мира?

Бесспорно то, что критерием научности знания является соответствие описываемых связей, объективной реальности. Известны два наиболее общих случая, позволяющие говорить об истинности высказанного положения: если последнее предсказывает новые факты и они далее обнаруживаются в природе1, или когда удается доказать, что это положение представляет лишь частный случай другого положения, истинность которого выверена в опыте. Речь идет о принципах верифицируемости (проверяемости) и фальсифицируемости (опровержимости) -научных высказываний. Применение указанных принципов действительно имеет ограничение при проверке истинности философского знания, к тому же, к примеру, в естествознании, как и в техникознании, существуют общепризнанные теории, тогда как философии, как известно, всегда был присущ плюрализм идей и концепций.

Невозможно на уровне всеобщности описать все идеологические отношения как универсальные для всей человеческой истории, поскольку эта самая история многоукладна. Стало быть, и здесь отражается та огромная трудность научной философии, которую безуспешно пытались преодолеть философы, претендующие на создание такой философии. Не утверждая категорично, что философия является наукой, тем не менее, мы не можем отказать ей в соответствии раскрываемых ею связей объективной реальности, по крайней мере, ее рационалистическим типам, сопутствующим прогрессу общества.

Некоторые мыслители, например, М. Монтень видели единство философии и искусства в том, что первая не есть нечто печальное и унылое, а напротив "призывает только к праздности и веселью. Что же касается философских бесед, то они имеют свойство веселить и радовать тех, кто участвует в них и отнюдь не заставляет их хмурить лоб и предаваться печали... Отличительный признак мудрости -это неизменно радостное восприятие жизни". Ф. Ницше считал, что ради искусства правильной жизни "философский юмор не должен покидать философа". Другие, как например Т. Гоббс, -находили связь философии с искусством в форме деятельности философа и художника: «философ должен действовать как скульптор, который обрабатывая бесформенную материю резцом, не творит форму, а выявляет ее, подражая акту творения». По признанию Н. Бердяева, в своей философии он стремился не к достижению всеобщего по своему значению, а к погружению в конкретное, к узрению в нем смысла и универсализма, что сближает данный ход мыслей с литературным творчеством. И это не является исключением. Более того, многие философы прибегали для изложения своих философских концепций к прозе, драматургии, поэзии, а такие как Ф. Достоевский, вообще не создавали специальных философских трудов, выводили глубокую философию из мира героев своих романов и повестей.