Скачиваний:
141
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
1.05 Mб
Скачать

29. Политическая и утопическая философия эпохи Возрождения и Гуманизма (н. Макиавелли, т. Мор, т. Кампанелла).

Томас Мор был одним из основоположников утопического социализма, общества, где ликвидирована частная собственность, где нет ни богатых, ни бедных, а вседолжностные лица, духовенство, глава государства - выбираются.

Управление государством должно осуществляться посредством немногих законов, но так успешно, что и добродетель встречает надлежащую оценку, и, несмотря на равенство имущества, во всем проявляется всеобщее благоденствие: Отсюда основной задачей управления делами государства является равномерное и справедливое средство к сосуществованию между людьми, которое предполагает "совершенное уничтожение частной собственности, но если она останется, то у наибольшей части человечества останется горькое и неизбежное бремя скорбей".

При господстве частной собственности, считал Томас Мор, все лучшее достается самым дуракам или удачливым, большинство же, решительно бедствует. Скрупулезная "обработка" законов и разумное управление довели грубый и дикий народ острова Утопия до такой степени культуры и образования, что теперь он почти превосходит в этом отношении прочих смертных. Все идеально на острове Утопия: и земледелие, и ремесло, и отдых, и занятия философией; все здесь заняты полезным делом. Томас Мор не смог преодолеть рабства и насилия в своем "идеальном" государстве, несмотря на "идеальное" управление.

Другой представитель возрожденческого утопизма — упоминавшийся у нас выше среди итальянских натурфилософов Томмазо Кампанелла (1568—1639). Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602 г. под названием «Город Солнца» (59) Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т. е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы. Они — абсолютные правители решительно всего государства и общества вплоть до мельчайшей бытовой регламента­ции. Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскормления грудью не­медленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними. Мужей и жен вовсе не существует как таковых. Они являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и своих собственных детей. В античности это ослабленное чувство личности вообще было явлением естественным, и у Платона лишь доводилось до своего предела. У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений.

Реалистический подход к познанию прошлой и современной политической жизни, принцип единения теории и практики отстаивал выдающийся историк и реформатор науки о государстве Никколо Макиавелли.

Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности. Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли.

Макиавелли видел силу государя в знании и способности учесть и осмыслить не только современный ход событий, но также и опыт сходных ситуаций в истории, он считал неотъемлемыми качествами правителя трезвость мысли, рационализм, умение принимать во внимание противоречивые интересы различных общественных кругов, наконец, понимание и использование в интересах государства особенностей человеческой психики. Его образцовый «новый государь», стремящийся к созданию сильного принципата, должен был обладать несгибаемой волей, направленной на осуществление этой задачи, имеющей исключительный смысл, и традиционные нормы морали, как считал Макиавелли, не должны были служить препятствием для достижения столь великой цели.

Что же касается оценки различных форм правления — монархии, олигархии и республики, то симпатии самого Макиавелли на стороне последней, хотя он четко отмечает достоинства и недостатки каждой из них. Единовластие необходимо, по его мнению, на начальном этапе формирования централизованного, способного отстоять свою независимость государства. Обретя силу и устойчивость, оно может перейти к «народному правлению». Жесткие методы правления, готовность ради успеха в политике нарушить нормы морали — все это в отрыве от патриотической цели, которой руководствовался Макиавелли, было абсолютизировано в последующей политической мысли и получило название «макиавеллизм». Хотя концепция Макиавелли не идентична этому понятию, именно в «макиавеллизме» обвиняли смелого мыслителя его критики, особенно из церковного лагеря.