Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скворцов Э. Г. Культурология.doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
1.91 Mб
Скачать

7.3. Культурные коды

Между поверхностным и глубинным уровнями смысла располагаются те «горизонтали», которые и нуждаются в коде. Если все феномены культуры рассматривать как факты коммуникации (сообщения), то понять их можно лишь в соотношении с каким-то «посредником». Потребность в таком посреднике обнаруживается тогда, когда различные феномены сравниваются между собой и сводятся в единую систему. Здесь и возникает необходимость в системе особых «смыслоразличимых» признаков – коды культуры.

Для первобытного человека связь между именем и обозначаемой вещью является не идеальной ассоциацией, а реальной и материально ощутимой. Для него действия с предметами равносильны действиям со словами. Имя, для первобытного человека, есть существенная часть его самого. Личные имена оберегались или хранились в тайне, потому что «враг» мог магическим путем воздействовать через имя на самого его носителя. Тот же обычай сохранился и в более поздние времена.

В пределах мифологического сознания культурный код любого реального предмета обладает магическими ритуальными силами. Информационная блокада на имена связана с тем, что оно действительно отражало социальную и культурную значимость для человека в обществе. В древних культурах система имен представляла собой механизм кодирования и обновления культуры. В них имя человека выступала самой информацией, а произнесение имени являлось тем запускающим механизмом, посредством которого возможны всевозможные манипуляции.

Само понятие «код» появилось впервые в технике связи (телеграфный код), в вычислительной технике, математике, кибернетике, генетике (генетический код). Без кодирования невозможно построение искусственных языков, шифровка и дешифровка знаковых текстов. При этом под кодом понимается совокупность знаковых систем и правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения. Теория кодирования решает проблемы не понимания, а оптимизации и защиты кодов от всевозможных помех.

В культурологии на первый план выдвигается именно содержание и понимание культурных текстов. В силу таких условий коды культуры становятся особо значимыми и актуальной темой. Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов – это мир отдельных информационных единиц, а мир смысла – формы связи человека с миром идей, образов, ценностей культуры.

Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры. Без знания кода культурный текст окажется закрытым или непонятным. Человек будет видеть систему знаков, а система значений и смыслов ему будет недоступна. Код культуры должен обладать следующими характеристиками: самодостаточность для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры; открытость к изменениям; универсальность.

7.4. Тексты культуры и их понимание

Среди наук, изучающих проблему языка культуры, особо выделяют семиотику и герменевтику. Семиотика – наука о знаковых системах культуры. Юрий Лотман ввел понятие «семиосферы» как универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономерностям. Герменевтика – одна из древних наук, которая занимается интерпретацией текста.

Чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте. Только тогда культура может выполнять функцию хранения и передачи информации. Если в биологической жизни человечества накапливается генофонд, то в культурной – мемофонд, который выражен в текстах. При этом в современной европейской традиции принято рассматривать как текст все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами.

Текст – это не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенная смыслом, которые можно восстановить, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов. Текст не сводим к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: иконографические, вещные, деятельностные. В таком понимании языка культуры проявляется стремление к преодолению лингвистического плана.

В семантическом поле языка культуры происходит накопление, оформление в текст, а затем с помощью методов разных наук – дешифровка или раскодирование информации, заложенной в глубинных структурах культуры и сознания. Видение на уровне понимания предполагает многократное движение от непонимания к пониманию, от понимания к наблюдению и снова от наблюдения к пониманию. Понять – значит ответить на вопросы: почему, зачем, как, каким образом.

Семиотический и структуралистский анализ позволяет проследить функциональные связи, но не позволяет выяснить мотивации, психологические импульсы. С другой стороны, это возможно, если использовать методологию синтеза семиотических и герменевтических подходов, что практикуется в постструктурализме, и позволяет более мягко и более свободно обращаться к природе символа и знака. Нельзя провести абсолютной границы между знаково-символическими формами и смыслом. Смысл обретается внутри, он не принадлежит внешнему миру и может быть передан лишь иносказательно.

Символизация – результат воздействия когнитивного процесса на семантические структуры. Знаково-символические структуры имеют место на всех уровнях познания: первичном, или поверхностном, семантическом и смысловом – как посредники между человеком и культурой. Первый уровень задается социокультурным контекстом (обыденной коммуникации). Второй уровень познания требует теоретического объяснения в рамках семантических правил формирования и высказывания смысла. И лишь на третьем, глубинном уровне, происходит раскодирование смысла.