Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ эл. в. курса.doc
Скачиваний:
227
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
1.22 Mб
Скачать

13.3. Международный терроризм и организованная преступность.

Среди уголовных преступлений, число которых год от года растёт по всему миру, терроризм обычно выделяют в отдельную рубрику, ибо считается, что причиной террора является не личная корысть и не дурные наклонности преступника, а некая идейная подоплёка (политический сепаратизм, борьба за «истинную» веру, подготовка социальной революции). Терроризм, как и уголовная преступность, имеет многовековую историю. Знаменитый Муций Сцевола, посланный римлянами в стан врага с заданием убить этрусского царя Парсену, по всем критериям, был террористом-диверсантом. Но две с половиной тысячи лет назад задания такого рода, как правило, не были связаны с организацией сети диверсионных групп, да и средства террора были довольно примитивны: кинжал, спрятанный под плащом, или чаша с ядом. Жертвами нападений были, как правило, выдающиеся личности, ключевые фигуры неугодной кому-то политики. Филипп II, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Марат… Они были, в сущности, жертвами собственной неосторожности. Большая часть подобных «кустарных» покушений была неудачной.

Современные технические средства совершенно изменили характер и последствия актов террора. Террористы-одиночки в наши дни встречаются исключительно редко, их действия ничего не решают. Типичной становится террористическая организация, хорошо законспирированная, имеющая своих агентов и информаторов во всех необходимых пунктах земного шара, дисциплинированная, построенная по военизированному принципу, владеющая всеми средствами современной связи. Как правило, члены таких групп проходят специальную подготовку в особых лагерях, о существовании которых не знает никто, кроме самих террористов. Речь, таким образом, идёт не об уникальных борцах за идею, типа Шарлотты Конде, у которых, кроме личной отваги, никакой другой «квалификации» не было: современные группы террористов состоят из профессионалов, с которыми не так-то легко справиться даже многоопытным агентам секретных служб.

Другая сторона  не сравнимая с древними временами техника убийства. Сегодня взрывом, управляемым на расстоянии, можно уничтожить воздушный лайнер, пассажирский поезд, любую военную технику, жилой дом, станцию метро и т.д. При этом, конечно, большинство жертв составляют ни в чём не повинные, ни к какой политике не причастные люди, но террористов это не смущает: в Новейшее время именно массовый террор становится средством достижения политических целей. За примерами сегодня далеко ходить не приходится: взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, трагедия в Беслане (Северная Осетия), взрыв торгового центра в Манхеттене (Нью-Йорк)  эти и им подобные акты террора уносят сотни и тысячи жизней. Страшно даже представить себе, какие масштабы может принять организованный террор, если в руках преступников окажутся средства массового поражения людей, такие, например, как ядерное оружие… Способов эффективно справиться с этой проблемой в настоящее время не найдено, ибо тотальный контроль над обществом в современных условиях практически недостижим.

Что касается уголовной преступности, здесь проблемы весьма схожи: преступность стала почти повсюду организованной, причём, почти любая достаточно крупная преступная организация (мафия) имеет хорошо развитые международные связи. Вся современная техника также находится на вооружении преступников: от систем прослушивания до самых совершенных орудий убийства. Преступные группировки, как правило, делят сферы влияния между собою, что в конфликтных ситуациях приводит к настоящим кровавым побоищам между ними. Основными сферами преступной деятельности служат: наркобизнес, проституция, азартные игры, торговля оружием. Для борьбы с организованной преступностью был создан интерпол (международная полиция). Но эффективность этой борьбы не слишком велика, если учесть безгранично широкую сферу деятельности главарей преступных группировок: их представители уже обосновались в сети юридических учреждений, полиции, органах городского самоуправления; они становятся депутатами всех уровней, умножая коррупцию, проникая таким образом в законодательные и правительственные учреждения.