Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ эл. в. курса.doc
Скачиваний:
226
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
1.22 Mб
Скачать

2.7. Первые города-государства

Появление квалифицированного земледелия поставило на повестку дня создание новых форм социального бытия человека. Необходима была организация коллективного труда больших масс людей, организованная защита их имущества (куда входили, конечно, сельскохозяйственный инвентарь и зерновой фонд), создание особых центров для ремесла и торговли. Все эти задачи могли выполнять только укреплённые поселения городского типа, которые и возникли приблизительно в начале IV тыс. до нашей эры в трёх точках планеты: на побережье реки Инд (совр. Пакистан), в междуречье Тигра и Евфрата (совр. Ирак) и в долине реки Нил (Египет). Именно в этих трёх регионах впоследствии возникли первые городские цивилизации.

Поселения, о которых идёт речь, — так называемые НОМЫ — во многом отличались от современного города. Основное их население составляли земледельцы, которые в случае опасности могли здесь укрыться за крепостными стенами. В центре нома стоял храм, служивший «жилищем» богу-покровителю. При храме были склады, где хранился инвентарь и семенное зерно. Жрецы храма не только отправляли соответствующий культ, но и руководили земледельческими работами. Это было естественно: жрецы вели календарь, наблюдали за светилами, приносили жертвы богам, от которых зависел будущий урожай. Начало и окончание больших коллективных работ в те времена всегда сопровождались торжественными религиозными церемониями. Часть урожая опять-таки употреблялась как жертва богам. Отсюда понятно, что храм должен был играть огромную роль в жизни нома: по сути дела ном представлял собою крепко спаянную религиозно-земледельческую общину. Трудовая община явилась новой, более прогрессивной по сравнению с племенем или родом формой человеческого общежития. Территория нома включала в себя не только собственно поселение, но и все общинные угодья вокруг него.

В этом протогороде социум вступает в первую стадию стратификации: люди теперь разделяются уже не по родовой, а по трудовой принадлежности. Возникает социальное неравенство и вместе с ним — феномен власти. Реальная власть имеет две ипостаси: власть светская (военный вождь) и власть духовная (главный жрец). Военный вождь — он впоследствии становится царём — опирается на свою боевую дружину, войско, призванное защищать ном от нападений. Главы родов и старшие дружинники (будущая аристократия) составляют совет старейшин — совещательно-консультативный орган при военном вожде. Он является, так сказать, пережитком первобытной демократии: этот совет принимает важнейшие решения, иногда и обладает правом выбора: снимает или назначает военных вождей. Со своей стороны, жрецы представляют собою уже профессиональную группу храмовых служителей, действия которых сильно отличаются от шаманской практики в первобытном племени. Вместо священного экстаза — чётко расписанные обязанности, вместо камлания — твёрдо установленный формальный ритуал. Жрецы имеют огромное влияние на души верующих; светская власть обязана прислушиваться к ним. Разумеется, между этими формами нарождающейся власти нередки конфликты, исход которых может быть разным: либо военная власть целиком подчиняет себе духовную, либо духовная берёт в свои руки все важнейшие функции управления. Первый вариант впоследствии приводит к различным формам монархической деспотии, к так называемому «цезаропапизму», второй — к теократии. Нередко две власти мирно сосуществуют, соблюдая негласный договор о разделении обязанностей. Что касается совета старейшин, эта форма власти упраздняется уже на ранних этапах развития государственности повсюду в мире, за редким исключением.

Верхушка номовой знати (включая жрецов и дружинников) не участвует в производительном труде; это становится возможным в силу того, что технический уровень производства жизненных благ на новом этапе уже позволяет вырабатывать прибавочный продукт, достаточный для того, чтобы кормить людей, стоящих у власти или поддерживающих власть.

Как ни примитивен ном по сравнению с современным городом, но формы труда и быта в нём несравненно более сложны, чем в первобытном племени. Они сложнее, во-первых, потому, что в сословном обществе естественным путём возникает имущественное неравенство. Тот, кто обладает большей властью, имеет и бòльшую собственность. Её нужно защищать; необходимы государственные институты, гарантирующие её сохранность. Во-вторых, нарождающиеся ремесленное производство и торговля требуют организации и регулирования, т.е. опять-таки нужны властные органы, регулирующие их деятельность. Возникает целая когорта распорядителей и начальников работ, передающих приказы вождя: эти люди впоследствии образуют сословие чиновников. Всё это по совокупности способствует зарождению первой государственности.

Особо следует сказать о том комплексе верований, который возникает и формируется одновременно с возникновением нома. Здесь мы имеем дело уже не просто с первобытными верованиями, а с развитой религиозной системой, известной под названием ЯЗЫЧЕСТВА. Мы не имеем возможности детально проследить процесс, в ходе которого духи получают имена, становятся персонами и превращаются таким образом в языческих божеств; фетиш превращается в идола, капище — в храм, а шаман — в жреца. Вероятно, это происходило постепенно в течение многих веков. Мы лишь можем отметить качественную разницу между прежними и новыми системами верований.

Если первобытный человек имел дело с безымянными духами стихий, то в языческих религиях объектами поклонения являются персонифицированные существа (боги), играющие свою собственную роль в мироздании, имеющие обычно свою мифологическую “историю” и даже свои черты характера. Сфера их действия отнюдь не ограничивается способностью управлять природными стихиями. Они покровительствуют различным объектам и формам деятельности, связанным с миром людей: появляются боги ремесла, мудрости, письма и счёта, домашнего очага, войны, любви и т.п. Среди них особую роль играют боги-покровители нома, от которых ждут помощи в защите от врагов.

Общение с этими богами не ограничивается простейшими жертвоприношениями и заклинаниями; возникает сложная система обрядов и ритуалов, для которой необходим специальный храм (он играет роль жилища бога) и целый штат обслуживающих его жрецов, среди которых существует своя иерархия, основанная на различии властных полномочий и степени посвящения.

Простые верующие участвуют лишь в массовых обрядах, которые зачастую принимают вид символических представлений — мистерий. Некоторые из этих мистерий могут быть тайными (лишь для посвящённых), некоторые принимают вид широкомасштабных народных празднеств.

Возникновение номов и превращение их в древние города кардинальным образом способствовало росту самосознания человека. Отгородившись от окружающей природы крепостной стеной, человек почувствовал свою уникальную значимость в этом мире, свою отдельность, обособленность. Это послужило, с одной стороны, стимулом к исследованию природы, с другой — к росту самосознания. Уже не ощущая себя просто частью природы, человек получил возможность взглянуть на неё, как на предмет изучения. Из лона всеобщей жизни, из материнского обиталища, неотделимого от обитателя, природа превратилась в «объект», а человек — в постороннего наблюдателя. Это явилось психологической предпосылкой для последующего возникновения науки.

Одновременно человек начал интересоваться проблемами своей жизни, своей загадочной судьбы в этом мире, своей душой, работой своего сознания… Перестав быть частью дикой природы, человек мало помалу обнаружил, что и он сам может служить предметом для исследования и познания… В результате появились начатки философии. Человечество, словно очнувшись от многотысячелетнего сна, начало делать первые шаги на пути духовной эволюции.

Чрезвычайно большую помощь человеку в деле его самосознания оказало изобретение письменности. Письменность возникала повсюду в мире лишь с одной практической целью — для учёта царских и храмовых сокровищ. Но очень быстро письменная речь начала включать в себя слова и понятия, далёкие от утилитарных целей; на определённом этапе стало возможным записывать сюжеты мифов, пословицы, поговорки, религиозные гимны. Таким образом, человечество получило возможность письменно фиксировать свои духовные достижения.

Параллельно с этим шло развитие и совершенствование искусств: строительство храмов положило начало архитектуре, вазопись и настенные фрески продвинули вперёд живопись, храмовые танцы приобрели пластическую красоту, музыка обогатилась новыми, более сложными песнопениями, возникли разнообразные струнные и духовые инструменты, а главное — появились специалисты во всех этих сферах, которые могли передавать по наследству секреты своего мастерства. Искусство всё более овладевало законами красоты, игра форм становилась в нём всё более значимой; оно теряло изначально присущий ему магический характер и становилось средством эстетического наслаждения.

Всё это вместе взятое, в купе с совершенствованием форм труда, методов управления, условий быта и т.д. создало предпосылки для возникновения первых городов-государств. В ходе истории они вступали в борьбу между собой, сильнейшие одерживали верх и служили объединяющими центрами; так возникли первые значительные цивилизации (примерно на рубеже IV—III тысячелетий до н.э.). Возникли они в тех самых трёх регионах, о которых мы уже говорили, но о государстве в долине Инда мы очень мало имеем сведений, тогда как о Шумере и Египте сохранилось достаточно поддающихся расшифровке источников.