Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ эл. в. курса.doc
Скачиваний:
227
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
1.22 Mб
Скачать

5.4. Социальное и политическое устройство Спарты.

Наряду с Афинским полисом, среди древнегреческих государств был ещё один, обладавший таким же могуществом, но в социальном плане являвший собою полную противоположность Афинам. Речь идёт о Спарте, главном политическом и военном сопернике Афин.

Подобно Месопотамии времён III династии Ура, мы с полным основанием можем назвать Спарту государством-казармой, ¾ правда, здесь в казармах содержались не рабы, а избранная каста господ: спартиаты.

Ещё в период Тёмных веков их предки, дорийцы, завоевали две смежных области, Лаконию и Мессению, и обратили местных жителей в рабство. Рабов в количественном отношении оказалось больше, чем завоевателей, и, кроме того, эти потомки некогда гордых и сильных ахейцев часто восставали. Перед спартиатами стояла задача: во что бы то ни стало удержать власть на завоёванной ими земле. Чтобы этого достичь, им пришлось превратить свою страну в сплошной военный лагерь.

Легендарный правитель спартанцев, царь Ликург, явился своеобразным реформатором: он издал законы, которые неукоснительно выполнялись спартиатами в течение столетий. Вся пригодная к обработке земля Спарты была поделена на 9000 одинаковых наделов. Их запрещалось дарить, продавать, делить на части, передавать по наследству. Они принадлежали семье спартиата; земля обрабатывалась прикреплёнными к ней государственными рабами ¾ илотами. Каждый мужчина в спартанской семье, начиная с 7 лет, забирался из дома и воспитывался в казарме. Дети в этих казармах подвергались зверской муштре: помимо ежедневных физических упражнений, они должны были сами себе добывать пищу, рвать голыми руками тростник для постелей, зимой и летом ходить босыми в одной лёгкой накидке и т.д. За малейший проступок следовала порка, а раз в году устраивалась коллективная экзекуция в храме Артемиды: мальчиков пороли не в качестве наказания, а лишь для того, чтобы они учились стоически переносить боль (некоторые, не проронив ни звука, умирали под ударами).

Спартиатам была запрещена любая производительная деятельность: они не могли заниматься ни земледелием, ни ремеслом, ни торговлей как профессией; их «делом» была война, а в мирных условиях ¾ спорт и военная подготовка. Вместо них на земле работали илоты, а ремеслом и торговлей занимались периэки ¾ свободная часть населения, не принадлежавшая к избранной касте спартиатов.

Идеалом этих людей было полное равенство, но не «равенство возможностей», которое отличает демократический тип общества, а равенство образа жизни: они носили одинаковую одежду, ели в общественных помещениях одну и ту же грубую пищу, владели одинаковыми участками земли, пользовались одинаковой и самой простой домашней утварью. Никто из спартиатов не имел никакой возможности к обогащению. Предметы роскоши нельзя было ни производить, ни ввозить; в качестве денег («оболов») использовались неудобные в употреблении железные стержни. Государство регламентировало абсолютно все стороны жизни граждан, вплоть до супружеских отношений и формы бород и усов.

Конечно, ни эстетика, ни философия не могли быть популярны в таких условиях. В суровой жизни спартиатов не было места даже искусству красноречия: разговорчивость не была у них в ходу. Согласно известной легенде, одна спартанская мать, провожая сына на войну, вручив ему щит, сказала: «С ним или на нём!», что означало ¾ «Вернись с победой или погибни с честью». В этом и состояло всё напутствие. Неудивительно, что Спарта не оставила миру ни поэтов, ни мыслителей, ни сколько-нибудь известных произведений искусства; в духовном отношении такое общество было обречено на полное бесплодие. Зато на театре военных действий спартиаты заслуженно прославились как непревзойдённые воины.

В противоположность Афинам, в Спарте, в течение всех веков её существования, сохранялся аристократический тип правления. Но даже и в самом принципе аристократизма идея равенства была главенствующей. Во главе государства стояли два царя, представители двух параллельных династий, наделённые одинаковыми правами (никто из них, таким образом, не мог бы узурпировать власть). Совещательным органом была герусия ¾ совет старейшин, имевший весьма широкие полномочия. Наибольшей властью обладали эфоры (надзиратели): их было пятеро, они следили за порядком в государстве и за неукоснительным соблюдением всеми гражданами полиса законов Ликурга.

К этому ещё следует добавить, что полноправные жители этой страны были абсолютно замкнутым обществом: они не общались с посторонними, не принимали у себя гостей, не обменивались с соседями идеями или произведениями искусства. Должны ли мы удивляться, что замкнутая в себе, отгородившаяся от внешнего мира глухой стеной вражды и недоверия, Спарта становится главным очагом политической реакции среди греческих государств, опорой всех врагов демократии? Однако ни её бесспорная военная мощь, ни даже победа над Афинами в Пелопонесской войне не позволили Спарте стать гегемоном в Греции: не только в культурном, но и в экономическом отношении она сильно отставала от своих соседей. Установление «ликургова строя» резко затормозило развитие спартанской экономики, вернув её вспять, почти на стадию натурального хозяйства гомеровской эпохи.