Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ эл. в. курса.doc
Скачиваний:
227
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
1.22 Mб
Скачать

10.4. Возрождение и Церковь

Уже говорилось о том, что католицизм в ту эпоху не устоял перед главным соблазном, которым сатана, согласно Евангелию, искушал Христа в пустыне: соблазном власти. Западная Церковь добивалась не только влияния на души своей паствы, но и политического господства. К этому примешивался ещё один могучий соблазн  соблазн собственности. Благодаря специальным налогам, доходам от церковных земель, продаже выгодных должностей и индульгенций папский двор накопил такие богатства, что с ними не мог соперничать ни один королевский дом в Европе. Такая алчность к деньгам, прямо игнорирующая заповеди Христа, приводила в негодование нищую паству. Сверх того, поведение высшего духовенства (пап в том числе) оказывалось во многих случаях весьма предосудительным, и это также не способствовало укреплению его авторитета.

Реакцией прихожан на произвол церковных иерархов было глубокое недовольство и как результат стремление найти свой путь веры, порвать с официальным католичеством. По всей Европе возникают еретические течения и секты... Церковная власть ответила на это именно так, как и подобает власти, претендующей на абсолютное господство: она развернула репрессии. В 1022 г. в Орлеане запылали первые костры, на которых заживо сжигались люди, отнесённые Церковью к разряду «еретиков». Если учесть, что ересью в те времена считалось всё, что не было общепринято или, во всяком случае, не соответствовало официальным церковным установлениям, поводов для обвинений можно было найти более чем достаточно.

Еретиками людей объявляли не только по подозрению. Еретические движения, т.е. секты, отвергающие официальную догматику, существовали в христианском мире издавна (самыми значительными среди них были гностики, ариане и монофизиты). Но в первые века нашей эры еретичество было вызвано главным образом тем, что христианство как система канонических принципов ещё не устоялось, ещё не приняло полностью догматических норм, ещё не сложилось окончательно как социальный институт. После XI в. еретические движения возникают уже совсем по другой причине и на другой почве.

Это была борьба за «чистоту» веры (разумеется, в том смысле, как это понимали вдохновители еретических движений), борьба против лицемерия, мздоимства и дел неправедных, которыми запятнал себя католический клир. Мирян не могла не возмущать, например, практика индульгенций. Индульгенция (грамота, отпускающая грехи за деньги) профанировала церковное таинство, превращала его в банальное средство наживы. Вызывала недовольство и чрезмерная роскошь облачений священников, избыточная пышность церковных обрядов. Латинский язык, используемый при богослужении, был непонятен широким массам верующих.

По всем этим причинам в рассматриваемую нами эпоху всё чаще стали раздаваться голоса, призывающие вернуться к чистоте и искренности веры первых веков христианства. Эта идея вдохновляла и английских «бедных священников» во главе с Джоном Виклифом, и сторонников Яна Гуса в Чехии. Одна из наиболее мощных еретических сект  катары  вообще отказывалась признавать официальное духовенство.

Протестантские движения во втором тысячелетии множатся и ширятся, местами они принимают форму социального бунта. Не случайно основную массу в еретических сектах составляли мелкие ремесленники и торговцы: третьему сословию пришлось вести борьбу за место под солнцем не только со светскими, но и с церковными феодалами.

Ответ иерархов Церкви был сокрушающе жесток: против еретиков была организована серия крестовых походов. Все они кончались погромами, поджогами и резнёй; инаковерующих десятками тысяч убивали, сжигали на кострах, их имущество конфисковывалось. Особенно ужасным было усмирение альбигойцев (катаров, группировавшихся вокруг города Альби на юге Франции). Со всех концов Франции, по призыву папы Иннокентия III, туда устремились жадные до грабежа рыцари, толпы католических фанатиков и просто люмпенов. Богатейшие города и селения были разгромлены крестоносцами. В один день в церкви Магдалины в Безье было перебито семь тысяч человек  в основном женщин, стариков и детей.

Для борьбы с ересями Рим стал учреждать специальные ордена. Так, в 1215 г. в Тулузе был создан Орден доминиканцев (им руководил монах Доминик из Испании). Этот орден пользовался особым покровительством папского престола и был настолько могущественным, что мог осуществлять цензуру всего церковного образования и даже контролировать деятельность епископов. В XIII в. был создан специальный трибунал католической Церкви  инквизиция. С этой организацией связаны столь многочисленные казни и пытки людей, обвинявшихся в ереси и колдовстве, что слово «инквизиция» стало нарицательным для обозначения изуверской жестокости. Первым полем деятельности инквизиции было как раз уничтожение катаров на юге Франции. Очень быстро суды инквизиции распространились по всей Западной Европе. Несколько веков подряд они крушили врагов «истинной веры» с неослабевающей свирепостью.

К концу XV в. костры инквизиции уже пылали по всей Западной Европе. Таким образом, расцвет Возрождения почти совпадает по времени с самой изуверской в Истории формой массового насилия над людьми. Местами «охота на ведьм» приобретала размеры коллективного безумия. Были города, где эпидемия этих ритуальных убийств унесла жизни большинства взрослого женского населения.

Церковь не обошла своим вниманием и учёных-исследователей: астроном Джордано Бруно был сожжён на костре, Галилея заставили публично отказаться от своей гипотезы вращения Земли, Николай Коперник, создатель гелиоцентрической системы, избежал расправы инквизиции лишь потому, что вовремя умер, но его книги были запрещены и преданы огню.

Всё это, конечно, усиливало атмосферу страха. Однако такими методами невозможно было сохранить ни уважения к Церкви, ни приумножить любовь паствы к своим пастырям. Произошло обратное: в католическом мире зрело недовольство политикой папского Рима.

Кажется странным, что вся эта дикая вакханалия изуверства происходила именно в те годы, когда Ренессансная Европа представила миру столько светлых умов, прославивших себя прекрасными скульптурами, картинами, стихами и научными открытиями! На самом же деле драматизм этой эпохи вполне объясним: языческий дух Ренессанса закономерно вёл христианский Запад к кризису.

Облагораживающее влияние ренессансной интеллигенции было не так уж велико; основная масса простых людей (особенно крестьянства) всё ещё пребывала в темноте невежества и суеверий. Время перемен вносило смуту в души этих людей, не случайно именно в ренессансную эпоху распространилась практика магов, чернокнижников, алхимиков и т.п. Знаменательно, что большинство жертв инквизиции пало жертвой обвинений в колдовстве (в основном ложных, ибо признания жертв вырывались с помощью пыток). Люди, жадно глазеющие на аутодафе,  т.е. казнь путём сожжения,  ничуть не сомневались, что казнимый действительно провинился в сношении с дьяволом. Известны предсмертные слова, сказанные Яном Гусом, который увидел набожную старушку, с усердием положившую охапку хвороста в его костёр: «Святая простота!..»