Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
107
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
786.43 Кб
Скачать

Заклятие смехом

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

1909-1912

III. Структура текста и факторы текстообразования

272

27,4

Глава 2. Текстообразующие возможности языковых единиц

Но типологии Ю.В. Казарипа 12004, с. 336|, дифференцирующего поэтические тексты на основе характерной для них «различной степени деривационной неологизации», данный текст принадлежит к тексту-.kiii.mii. Кроме пего выделяются текст-палиндром (он представляет со­бой «один стих и более (до нескольких десятков) стихов, представляю­щих возможность их прочтения как слева направо, так и с конца строки — справа палено») [Казарин, 2004, с. 336], и текст, содержащий в себе сло­на неологизмы словообразовательного происхождения. Примером текста-падипдрома является стихотворение В. Хлебникова «Перевертень» (сраииим начало):

Кони, топот инок, Но не речь, а черен он. Идем, молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь. <...>

Справедливо суждение о том, что текст-палиндром — «это текст «до-поэтичсский», экспериментальный, игровой, с ярко выраженным дис-куреным (промежуточным) характером» [Казарин, 2004, с. 338].

Гораздо чаще встречаются тексты, содержащие отдельные лексемы «неологического характера». При этом текстообразующие возможнос­ти входящих в них морфем и данных лексем в целом оказываются, за некоторыми исключениями, весьма ограниченными, а радиус их смыс-лоиою п эстетического воздействия распространяется, как правило, на отдельные текстовые фрагменты.

Так, и поэтическом «манифесте» эгофутуриста И. Северянина (сти­хотворении «Эгополонез») только ключевое индивидуально-авторское новообразование, вынесенное в название произведения, играет тексто-образующую роль. В состав названия входит эстетически значимая тек-гтоморфема эго: в ее образную перспективу попадают различные тек­стовые единицы (свой полонез, Эго, Я), усиливающие общий пафос про­изведения, выраженный в строке «Все жертвы мира во имя Эго!».

Утверждая торжество (танец) жизни, автор трижды повторяет при­зыв «Живи, Живое!», провозглашая правомерность отраженного в «сво их поэзах» стремления к Любви, Неге, Наслажденью и Красоте.

Эгополонез

Живи, Жииос! Под солнца бубны (■мелос, люди, и citoi'i полонен! Кик плодоносим, пак ллаштрубпы ( коим |>ж;мп.|г мних ми it1

I! них модоппдмт ЛюГмшь п Ilei'ii, II 11,н i.i/K/U'iM'C, и К|i.K <>ia!

Все жертвы мира во имя Эго! Живи, Живое! — поют уста.

Во всей вселенной нас только двое, И эти двое — всегда одно: Я и Желанье! Живи, Живое! — Тебе бессмертье предрешено! 1912

Другие индивидуально-авторские новообразования (златотрубны, помы, водопадят) и поэтические метафоры (солнца бубны, снопы ржа­ные поэз), играют скорее не текстообразующую, а прагматическую роль, участвуя в формировании общей торжественно-патетической эмоцио­нальной тональности стихотворения, усиливая его экспрессивность и воздействие на читателя. Можно согласиться с В.П. Крючковым в том, что «у Северянина встречается немало неологизмов, но они "осмыслен­ны", изысканно доступны, и ими поэт никогда не злоупотребляет (ср.: истропросвист, крылолет)» [Крючков, 2002, с. 49].

Морфемы способны выполнять текстообразующую роль не только и произведениях авангардного типа. Текстовые смыслы морфем приоб­ретают значимость в случае их особой актуализации в системе разных про­изведений. Так, в известном стихотворении М. Цветаевой «Рас-стояние: версты, мили...», которое уже анализировалось нами в связи с рассмотре­нием понятия «речевая системность», эстетически актуализируется важ­ный в идейном плане смысл «разъединения, рассредоточения родственных душ» благодаря сопряжению ряда слов с префиксом раз фас). Данная эс­тетически значимая часть слов (в ряде случаев выделенная графичес­ки), выступая в составе различных словоформ, сопряженных в перспек­тиве текста, выполняет текстообразующую функцию благодаря много-кратному повтору: расклеить, распаять, развести, распять, рассорить, рассорить, расслоить, расстроить, растерять, рассовать, разбить:

Б.Л. Пастернаку

Рас-стояние: версты, мили... Пас расставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели, Подиум ранним концам земли.

Рае стояние: персты, дали...

I lac расклеили, распаяли,

И две руки p;i.nic.in. распив,

I1 не .ща.'in, чти .ни силам

Вдохновении и сухожилии... I le рассорили рассорили,

I'lHT.IIOIUIII

Соседние файлы в папке bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta