Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
107
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
786.43 Кб
Скачать

Глава 1. Структура текста: его уровни и единицы

интерпретацию данных терминов в работах ученых [Киселева, 1971; Агрикола, 1984]. Так, Л.А. Киселева дифференцирует в языке / речи номинативные, дейктические, релятивные информемы и эмоциональные, эмоционально-оценочные, экспрессивные побудительные прагмемы в соответствии с выполняемыми ими функциями (интеллектуально-ин­формативной и прагматической).

Прагмемы и информемы рассматриваются нами как динамичные текстовые единицы, выделяемые на различных уровнях текста, имею­щие форму и содержание. Их форма соответствует языковым знакам и знаковым последовательностям, передающим разные по объему кванты знания и прагматический заряд. Содержательный план прагмем и ин-формем определяется проекцией на разные уровни текста и зависит не только от узуальной семантики соответствующих языковых знаков и своеобразия текстовой организации, но и от информационного тезауру­са адресата, воспринимающего текст, специфики его концептуальной картины мира.

В роли прагмем и информем могут выступать как языковые едини­цы разных уровней, так и их структурные объединения разных типов (регулятивы), организующие познавательную деятельность читателя (см. об этом подробнее: [Болотнова, 1992; 1994; 1998[а], [б]; Петрова, 1996; 1998]. Следует отметить, что грань между прагмемами и инфор-мемами, различающимися функционально, подвижна: при их условной дифференциации речь идет о доминировании той или иной функции.

Какие прагмемы и информемы выделяются? Возможна дифферен­циация прагмем и информем разных уровней. На фонетическом уровне выявление информем ввиду одноплановости звуковых единиц нереле­вантно. О случаях особой эстетической актуализации звуковых единиц, используемых как средство звукописи, можно говорить, условно назы­вая их прагмемами, поскольку они могут обладать прагматическим эф­фектом. К прагмемам словообразовательного и морфологического уров­ней можно отнести морфемы и грамматические формы, выступающие как средство создания экспрессии отдельных слов (морфемы) и фраг­ментов текста (грамматические формы).

На синтаксическом уровне прагмемами можно назвать различные средства экспрессивного синтаксиса, оформленные в специфические приемы (ср. особый характер синтаксических конструкций: парцелля­ция, синтаксический параллелизм и др.). К прагмемам можно отнести побудительные и восклицательные высказывания в случае их эстети­ческой актуализации в тексте. Прагмемы синтаксического и морфологи­ческого уровней могут прояснять характер ситуации (реальность — ир­реальность, модальность), а также участвовать в формировании таких текстовых категорий, как проспекция, ретроспекция, эмотивность. Значимы синтаксические прагмемы и в формировании ритмики текста.

Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования

254

При динамическом подходе важен характер взаимодействия праг-мем и информем разных типов в тексте, прежде всего лексических, как наиболее важных в выражении смысла. Детальный анализ их взаимо­связи (отношения усиления, дополнения и контраста) является важным для постижения концептуальной картины мира автора и управления познавательной деятельностью читателя. Объединенные в тематичес­кие группы, прагмемы и информемы могут соотноситься с денотатами разной степени обобщения, формируя представление об общей теме тек­ста и его предметно-логической основе.

Что дает дифференциация прагмем и информем в изучении текста вообще и художественного текста в частности? Преобладание прагмем может свидетельствовать об особой экспрессии текста, его эмоциональ­ной напряженности, насыщенности и соотноситься с такими типами речи, как повествование, описание, а кроме того с определенными сфе­рами общения и функциональными стилями: художественным, разго­ворным, публицистическим.

Сравним в качестве примера фрагмент из интервью с ведущим ана­литической программы «Постскриптум» А. Пушковым.

В Закавказье идет борьба не просто за кусок земли. Речь идет о том, кто на постсоветском пространстве будет определять, как пойдет вторая волна распада советской империи — будет ли Россия контролировать этот процесс или же ей станут навязывать решения извне, как в 90-е годы? При этом не нужно забывать, что Россия в 90-х сама стояла на пороге распада. Когда Путин начал войну против чеченского сепаратизма, ко­торый пытался распространиться на соседние республики (вспомните вторжение в Дагестан), он прежде всего исходил из того, что вторая вол­на распада СССР не должна захлестнуть и раздробить саму Россию. «Волна» не схлынула до сих пор. Недавний захват школы в Беслане, очевидно, был направлен на то, чтобы взорвать хрупкий мир между Се­верной Осетией и Ингушетией, а также показать, что федеральная власть не контролирует ситуацию в регионе.

(Колесниченко А. Авторитарный либерализм неизбежен? // Аргу­менты и факты. 2004. № 37. С. 4)

В этом фрагменте публицистического стиля используется ряд праг­мем разного типа, цель которых — усилить прагматический эффект ре­чевого сообщения, повысить его экспрессивность и выразить сдержан­ную эмоциональность и оценочность. Именно поэтому наряду с поли­тической терминологией и газетизмами, имеющими стилистическую маркированность, т.е. закрепленность за публицистическим стилем (ср.: постсоветское пространство, чеченский сепаратизм, федеральная

254

255

Соседние файлы в папке bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta