Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
107
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
786.43 Кб
Скачать

Глава 1. Структура текста: его уровни и единицы

  • Почему целесообразно выделение экспрессивно-стилистического и функционально-стилистического подуровней прагматического уров­ ня?

  • Какие подуровни прагматического уровня выделяются в экстралинг­ вистическом аспекте?

  • Докажите взаимосвязь информативно-смыслового и прагматическо­ го уровней текста.

1.4. Единицы текста

С уровневой организацией текста тесно связана проблема его чле­нения: выявление единиц текста и единиц его анализа. Важность дан­ной проблемы обусловлена тем, что она определяет процедуру исследо­вания текста, характер интерпретации содержания и своеобразие твор­ческой манеры автора. Решение проблемы членения — ключ к познанию текста как системно-структурного образования и особой формы комму­никации. Таким образом, вопрос о единицах текста (элементах его сис­темно-структурной организации) имеет важное методологическое зна­чение для процедуры исследования и разработки методики смысловой интерпретации текстов разных типов.

Единицы текста и единицы анализа текста — понятия разные. Под единицами текста условимся понимать составляющие его элементы в диалектическом единстве их формы и содержания, соответствующие определенным уровням его организации, связанным иерархическими от­ношениями; единицами анализа текста условно выделяемые части тек­ста любой длины, определяемые аспектом исследования, его целями и задачами.

Не исключено совпадение единиц текста и единиц анализа текста. Так, строка и строфа одним исследователем отнесены к «речевым тек­стовым единицам» [Чернухина, 1987, с. 90], другим — к единицам ана­лиза [Купина, 1983, с. 8]; абзац рассматривается И.Р. Гальпериным как единица текста [1981, с. 52], а Н.А. Купиной [1983, с. 8] — как единица анализа текста.

Теория текстового членения находится в стадии разработки. Это один из наиболее важных вопросов коммуникативной лингвистики и стилистики текста. О его сложности и актуальности можно судить по обилию разных точек зрения на эту проблему.

Трудности в выделении текстовых единиц связаны с многообрази­ем подходов к тексту и сложностью определения данного феномена. В зависимости от аспекта изучения текста (лингвистического, литера­туроведческого, психолингвистического, коммуникативного и др.) воп­рос о текстовых единицах решается по-разному. В качестве единиц ху-

Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования

250

дожественного произведения в рамках литературоведческого подхода иногда выделяют художественный образ (Д.Н. Овсянико-Куликовский), героя (Ю.Тынянов), событие, эпизод. В.Е. Хализев [2002, с. 55] в каче­стве «существенных компонентов художественной структуры» рассмат­ривает темы и опорные приемы. О других точках зрения упоминается в работе Н.А. Купиной [1983, с. 5].

В рамках психолингвистического подхода к тексту в качестве единиц его содержания выделяют денотаты (А.И. Новиков), дискурсы (Н.А. Слюсарева). Предлагается и «объемно-прагматическое членение текста» на тома, книги, части, главы, главки и т.д. [Гальперин, 1981, с. 52] с учетом объема (размера) части и установки на внимание читате­ля.

Контекстно-вариативное членение текста с учетом ее различных типов предложено И.Р. Гальпериным [1981, с. 52], который выделял: 1) речь автора, включая повествование, описание, рассуждение; 2) чу­жую речь, включая диалог (с вкраплением авторских ремарок), цитату, несобственно-прямую речь. Дополняя данный вариант членения текста, Л.Г. Бабенко [2004, с. 257] справедливо включает в него другие формы чу­жой речи: полилог, монолог, внутренний монолог, внутренний диалог.

В рамках лингвистического (структурно-языкового) подхода к тек­сту как речевому произведению исследователи говорят о «малых» тек­стовых единицах (звуковых, лексических, грамматических), функцио­нирующих в текстовых микросистемах [Купина, 1983, с. 6—7]. Все они имеют «смысловую значимость». В качестве единицы называется и сло­во как центральная единица стилистики языка и речи [Азнаурова, 1973, с. 6], как «единица текста» [Григорьев, 1979, с. 182]. Такой подход к тек­сту как к речевому произведению вполне возможен ввиду его связнос­ти, дискретности, структурно-языковой организации. Отметим, что вме­сте с тем некоторые исследователи различают собственно текстовые единицы (сложное синтаксическое целое) и несобственно-текстовые единицы, относя к последним «фонему, морф, слово, словосочетание и высказывание с учетом выполняемых ими текстовых функций» [Бабен­ко, 2004, с. 39].

Благодаря широкому распространению узкой трактовки текста чаще в качестве его единиц рассматривают высказывание (Шахматов А.А., Колшанский Г.В. и др.) или предложение (Г.Я. Солганик). Наряду с этим среди текстовых единиц называют сверхфразовое единство (И.Р. Галь­перин, Т.М. Николаева, О.И. Москальская и др.), азбзац (С.Г. Ильен­ко), сложное синтаксическое целое (И.Р. Гальперин, Н.Д. Зарубина, Г.А. Золотова. Л.М. Лосева, С.Г. Ильенко, О.И. Москальская и др.).

В качестве «промежуточных звеньев единиц» Г.Я. Солганик [1997, с. 36] выделяет прозаическую строфу, фрагмент (он трактуется как

251

Соседние файлы в папке bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta