Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОБЩАЯ СЕКСОПАТОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
520
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
5.01 Mб
Скачать

Системная феноменология расстройств эякуляции как симптома

На самых начальных стадиях этот симптом проявляется изолированно и может быть классифицирован чисто количе­ственно с подразделением на следующие клинические формы:

  1. Относительное ускорение эякуляции (ejaculatio ргаесох relativa — EPR), когда семяизвержение наступает до появ­ления оргазма у женщины, хотя с момента имиссии до эяку­ляции проходит не менее минуты и мужчина при этом про­изводит не менее 20—25 фрикций;

  2. Абсолютное ускорение эякуляции (ejaculatio ргаесох abso-luta — ЕРА), когда длительность копулятивной стадии со­ставляет менее 20 фрикций;

  3. Ejaculatio ante portas (ЕАР) — наступление семяизверже­ния в обстановке полового акта, но до введения полового члена во влагалище;

  4. Задержанная эякуляция (ejaculatio tarda — ЕТ), когда половой акт носит затяжной, подчас изнурительный харак­тер; крайней степенью ЕТ является функциональный аспер-матизм, при котором эякуляция вообще не наступает.

За этим, однако, следуют качественные изменения эякуляции, выражающиеся в дневных поллюциях, которые разделяются на адекватные и неадекватные. И, наконец, при атонических формах (с п е р м а то р е я и простате-р е я) эякуляции как таковой нет, и вместо энергичного извер­жения семени происходят пассивные истечения, главным обра­зом при натуживании во время дефекации.

При отсутствии своевременной помощи расстройства эяку­ляции осложняются присоединением других феноменов, что заставляет характеризовать каждое расстройство не только по интенсивности, но и по экстенсивности, добавляя к обозначе­нию интенсивности нарушения римские цифры: I — при изо­лированном расстройстве эякуляции; II — при сочетании с ослаблением эрекций; III — при сочетании с ослаблением эрекций и снижением полового влечения (или притуплением оргазма). Статистические данные Всесоюзного научпо-методи-ческого Центра по проблемам сексопатологии (Московский научно-исследовательский институт психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР) выявляют распределение, демон­стрируемое табл. 38:

Изучение различных типов межсиндромного взаимодействиянаправление современного этапа развития сексопатологии

В 1969 г. А. А. Портнов [189], рассматривая принципы и критерии синдромологической и нозологической систематики и показав на материале психозов, что на различных этапах ка­чественно разнородных клинических состояний наблюдаются синдромы, обладающие «лишь чисто внешним, хотя иногда и разительным сходством», обосновал необходимость выработки специальных алгоритмов для изучения динамики, с тем чтобы установить каждому синдрому его место в ряду клинических

явлений. Поскольку каждый синдром складывается не из одного, а из группы проявлений более элементарного уровня («симптомы выпадения системы, признаки перестройки сохра­нившихся систем на новые режимы работы, реакция лично­сти»), важно не только установить наличие того или иного признака или синдрома, но и выявить их генетические связи с другими признаками и синдромами, предшествующим этапом и основными тенденциями развития всего расстройства. Отме­чая, что всякое отличающееся внутренним динамизмом клини­ческое расстройство «складывается из сквозных (осевых) и преходящих (этапных, транзиторных) синдромов», А. А. Порт-нов обосновал необходимость определять особенности сочета­ния, порядок, изменчивость и скорость чередования синдромов, обозначив эту комплексную задачу как выявление синдромо-таксиса.

В сексопатологии после отработки критериев идентификации первичных блок-синдромов создана методологическая основа для выявления внутрисиндромных отношений, изучение же межеиндромных взаимодействий, составляющих сердцевину синдромотаксиса, только начинается. Поэтому на данной ста­дии можно наметить лишь общие контуры типовых моделей.

Ряд специфических симптомов осевого синдрома, составляю­щего структурный центр сексуального расстройства, может отягощаться проявлениями соматического или личностного преморбида, причинно связанными с проявлениями основного процесса. Так, затруднения социально-сексуальных контактов при шизофрении или шизоидной психопатии, обусловленные аутизмом, инвертированностью или общим снижением виталь­ных побуждений, в большей мере проявляются при задержке пубертатного развития, потенцируясь снижением либидо, свой­ственным этому виду патологии. В свою очередь, эти затрудне­ния, создавая длительную сексуальную изоляцию и порождая явления сексуальной фрустрации, могут способствовать разви­тию простато-везикулярного стаза, «молчаливого» простато-везикулизма, хронических простатитов. При этом у больных, не получающих своевременной помощи квалифицированного сексопатолога, наблюдается так называемый «феномен чер­нильного пятна»: с чего бы ни начиналось сексологическое расстройство (инфекция, травма, в том чшюле психическая, и т. д.), первоначальное нарушение, неуклонно прогрессируя, вовлекает одну составляющую за другой, обрастает новыми синдромами и на конечных этапах представляет сочетание ряда парциальных расстройств, затрагивающих несколько иерархических уровней, обеспечивающих в норме системную организацию половой функции. Однако при сходстве и даже идентичности синдромов (если не ограничиться только их пе­речислением, а учитывать динамику патологического процесса и ого синдромота1ксис) удается установить качественные

Рис. 71. Феномен чернильного пятна.

В зависимости от локализации исходного пункта, на который наносятся капли чернил, жидкость, хотя и растекается на все четыре квадранта фильтровальной бумаги, во всех приведенных примерах образует различные структуры: а наибольшее поражение (все 3 степени) IV лгаадранта при поражении 2 — 3-й степени трех других и наибольшей сохранности I квадранта; б —- максималь­но акцентуированное поражение II квадранта (три другие затронуты только 3-й стеленью и наиболее пощажен III квадрант); в средне акцентуированный вариант первичного поражения II квадранта (со значительным, 2—3-й степени, вовлечением IV шадранта и легким, только 3-й степени, вовлечением. I и III квад­рантов).

характеристики расстройств у разных больных, имеющие ре­шающее значение для тактики лечения и конечного исхода заболевания. Это тесно связанное с понятием структуры свой­ство сексуальной патологии обозначается как феномен чер­нильного пятна. Если разделить лист фильтровальной бумаги на квадранты и нанести одинаковое количество чернил на разные участки (рис. 71), количество квадрантов, на которые распространится жидкость, может оказаться одинаковым, однако соотношения степеней импрегнированности отдельных квадрантов обычно оказываются различными.

Наряду с такими моделями прямого потенцирования, когда один синдром отягощается и осложняется другим, наблюдают­ся и модели «камуфлирующие». Так, сочетание синдромов задержки пубертатного развития, чаще всего проявляющихся симптомом запаздывающей эякуляции, сочетаясь с синдрома­ми, проявляющимися ускорением эякуляции, могут почти пол­ностью их маскировать, выявляя внешнюю феноменологию, практически неотличимую от нормы.

(В одних случаях подобного рода замаскированные синдро-мотаксические сочетания при всем своем внешнем благополу­чии обладают пониженной внутренней стабильностью и под влиянием дополнительных экзогенных воздействий способны выявлять свою скрытую дефицитарность. В других случаях, как показала И. Л. Ботнева, возможны синдромотаксические взаимодействия того же порядка, способствующие устойчивой и длительной стабилизации всей половой системы, и, наконец, в третьем варианте рассматриваемой модели может сформиро­ваться феномен эякуляторной атаксии, отличающийся каче­ственным своеобразием, как проявлением эмергентности.

Таким образом, конечный патогенный эффект взаимодейст­вия отдельных синдромов не подчиняется арифметическим законам и 2 + 3 здесь очет1ь редко дает 5. Однако в противопо­ложность закономерностям, о.пределяющим взаимодействие симптомов и организованным в четкие алгоритмы, которые апробированы многолетней практикой сексопатологов, законо­мерности, лежащие в основе межсиндромальных взаимодейст­вий, представляют на данном этапе развития клинической сек­сопатологии одну из самых актуальных проблем, требующих дальнейшего изучения.