Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОБЩАЯ СЕКСОПАТОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
520
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
5.01 Mб
Скачать

(В процентах)

Клиническая характеристика группы

Мастурби­ровало Никогда не мастурби­ровало

Условная норма Псевдоимпотенция

Синдромы нейрогуморальной составляющей Синдромы психической составляющей формы с преобладанием эндогенных факто­ров

формы с преобладанием экзогенных факто­ров

73,5 68,7 54,3 75,7

82,0

71,8 26,5 31,3 45,7 24,3

18,0

28,2

При этом самый высокий процент (82) характеризует формы с преобладанием эндогенных факторов.

Поскольку представленные в табл. 20 данные свидетельству­ют о наибольшем распространении мастурбации среди больных, характеризующихся ранними невротическими состояниями, в то время как в группе, выделенной после тщательного и все­стороннего (в том числе психоневрологического) обследования в качестве условной нормы, мастурбация отмечена лишь в 73,5%, данные Кинзи [415] о наличии мастурбаторной практи­ки у 96,3% здоровых мужчин вызывают определенные сомне­ния. Отнюдь не оспаривая утверждения Кинзи о том, что обследованные им контингента относятся к группе сексологи­чески здоровых (здесь Кинзи является безусловным авторите­том и 500 с лишним пунктов его опросной матрицы обеспечива­ют вынесение обоснованного заключения о состоянии сексуаль­ной сферы), мы в то же время сомневаемся, насколько применявшаяся им процедура, при всем его неоспоримом опыте таксономиста, была адекватна для оценки нервно-психического статуса обследованных.

Широкое распространение нервно-психических расстройств среди населения США отмечалось и анализировалось многими авторами —как советскими [45, 190, 210, 154, 264, 181 и др.], так и американскими [296, 486, 360, 454, 453 и др.]. Так, по свидетельству Сола [486], нарушения нервно-психического со­стояния были зарегистрированы у 12% всех обследованных отборочными военно-медицинскими комиссиями США и среди других причин установления негодности к прохождению воен­ной службы составили 38%. Из уже мобилизованных больные с нервно-психическими расстройствами, по данным Эппла [296], составили 41% от числа всех уволенных по болезни. Особый интерес представляет публикация Майкла [454], основанная

на репрезентативном клинико-статистическом обследовании рендомизированной выборки из 1660 жителей одного из цент­ральных районов Нью-Йорка; среди обследованных, не состояв­ших на учете в психоневрологических учреждениях и считав­шихся здоровыми, состояние полного нервно-психического благополучия установлено только в 18,5%; при этом у 23,3% клинические проявления порождали серьезные нарушения адаптации к микросоциальному окружению («...symptoms were sufficiently severe as to interfere with life adjustment...))).

Сопоставляя подобную распространенность нервно-психиче­ских расстройств в США с данными, показывающими, что ран­ней невротической отягощенности сопутствуют самый высокий процент мастурбаторной практики (см. табл. 20) и наличие самой злокачественной разновидности мастурбации (персеве-раторно-обсессивной) именно в этой группе (см. табл. 19), нельзя не прийти к выводу о значительной невротической отя­гощенности обследованных Кинзи контингентов. Правильность этого вывода находит ряд косвенных подтверждений в данных самого Кинзи [415], из которых упомянем два: преобладание в исследуемом контингенте лиц интеллектуальных профессий и преобладание мастурбации над ночными поллюциями в про­центном распределении источников первой в жизни эякуляции:

при ночной поллюции —22,2%

при дневной поллюции («петтинг» и др.)1,9%

при мастурбации —66,2%

при коитусе 6,2%

при гомосексуальном контакте 2,9%

при сексуальном контакте с животными 0,2%

отсутствие эякуляций 0,4%

Сравнение этих данных с данными табл. 18 свидетельтвует о том, что обследованные Кинзи контингенты отнюдь не пред­ставляют безусловную норму и включают все виды патологии. Наряду с некоторым числом эндокринных (или уро-гениталь-ных) поражений, о наличии которых свидетельствует полное отсутствие эякуляций у 0,4% обследованных (что очень близко приближается к нашей цифре 0,5%, полученной при всех патологических синдромах), у значительного числа обследован­ных имеет место не вызывающая сомнений ранняя невротиче­ская отягощенность. Об этом, кроме высокого процента ран­ней мастурбации, свидетельствуют и цифры гомосексуальных контактов и сексуальных контактов с животными в качестве источника первой в жизни эякуляции. Работая в клинике и имея дело с патологическими проявлениями сексуаль­ности, мы, активно выявляя всякого рода перверзии, отмечали как гомосексуальные контакты, так и сексуальные контакты с животными только у некоторых больных, страдающих выра-

19 Общая сексопатология

289

женными психическими нарушениями. Однако даже на кли­ническом материале нам ни разу не удалось зарегистриро­вать подобные проявления при первых в жизни эякуля­циях.

Частота мастурбации как одно из вторичных проявлений невротизации находит подтверждение и в наблюдениях неко­торых антропологов. Так, сотрудник Колумбийского универси­тета Murphy в опубликованных им под псевдонимом Drekopf [346] наблюдениях над мастурбаторной практикой обезьян отмечает наибольшие цифры интенсивности мастурбации [до 130 актов в сутки у самца-саймири (squirrel monkey) и до 723 актов в сутки у самца паукообразной обезьяны (spider monkey) ] в условиях экзогенной невротизации.

В свете всех приведенных выше данных едва ли можно сом­неваться, что при ряде психических нарушений, включающих самые разнообразные формы, начиная от реактивных состояний и кончая шизофренией, мастурбация является вторичным сим­птомом, возникающим как проявление основного болезненного процесса.

Из этого не следует, однако, что семиологическая оценка мас­турбации так уж проста. Например, было бы упрощением ска­зать, что в отношении частоты мастурбации поражение психи­ческой составляющей является антиподом поражения нейрогу­моральной составляющей и что норма лежит между ними. Хотя приведенная формулировка и правильна в общих чертах, она нуждается в оценке других источников первой эякуляции и (или) определении как клинического типа инициальной мас­турбации, так и возможных изменений этого типа в ходе забо­левания.

Так, поражения нейрогуморальной составляющей действи­тельно характеризуются самым высоким процентом отсутствия мастурбации (см. табл. 20). Однако данный вариант, по срав­нению с другими синдромами, характеризуется и самым высо­ким процентом отсутствия эякуляций и наступления первой эякуляции при коитусе (см. табл. 18). Второй вариант пораже­ния нейрогуморальной составляющей, когда имели место истин­ные или мнимые мастурбации, характеризуется самым высоким процентом этих последних, а также викарной и подражатель­ной мастурбации {см. табл. 19). Кроме того, при обоих вари­антах отмечаются длительные периоды тотальной а1бстинен-ции.

Сравнивая семиологическое значение различных типов мас­турбации, следует прежде всего отметить, что самый распро­страненный тип — мастурбация периода юношеской гиперсек­суальности — в диагностическом плане представляет наимень­шую ценность, так как встречается не только при всех сексопатологических синдромах, но и в норме, и может как закончиться прекращением с началом половых отношений, так

и фиксироваться с переходом в персевераторно-обсессивный тип. В противоположность этому все остальные типы мастурба­ции отличаются более или менее вырая^енной специфичностью, а персеверативно-обсессивный тип даже патогномоничея для поражения психической составляющей.

По своему патогенетическому значению, если обозначить мастурбацию знаком М в треугольнике, основное заболевание знаком 03 в двойном прямоугольнике, а сексологическое на­рушение знаком СН в прямоугольнике, в упоминавшуюся схему (с. 204)

0)

уложится большинство случаев фрустрационной, подражатель­ной и персевераторно-обсессивной, а также некоторая часть викарной мастурбации.

Если подтвердится предположение, высказанное на с. 284, в схему:

улояштся большинство случаев ранней допубертатной мастур­бации.

Однако поскольку ранняя допубертатная мастурбация сама по себе нередко возникает на почве преморбидного психопато­логического отягощения и, таким образом, следует схеме (1), структура принимает более сложный вид:

А так как осознание сексуального дефекта или его усугубления вызывает развитие реактивного состояния, что приводит к утя-

19*

291

желению основного психопатологического синдрома, структура претерпевает дальнейшее развитие:

Следует учитывать, что сам факт мастурбации может вызвать реактивные нарушения непосредственно, даже при полном от­сутствии сексологических нарушений [282, 130, 250]:

Этот последний вариант необходимо учитывать при оценке даже таких патогенно нейтральных типов мастурбации, как за­местительная мастурбация и субзксцессивная мастурбация пе­риода юношеской гиперсексуальности, учитывая, что большин­ство мужчин, если случается любой срыв в сексуальном плане (чаще чисто ситуативный), относят этот срыв к патологии, обус­ловленной «грехами молодости».

* * *

В разделе «Динамика половой жизни» карты сексологическо­го обследования фиксируются: возраст, в котором обследуемый имел первый половой акт; с кем этот половой акт произошел (девушка, женщина, ее возраст, семейное положение, сексуаль­ный опыт) и как он прошел (в каких условиях — в изолирован­ной комнате или «на природе», насколько обследуемый был уверен в себе, как вела себя женщина, длительность и характер периода, непосредственно предшествовавшего началу полового акта, поведение обследуемого и женщины по окончании поло­вого акта; в случае неудачи — как ее пережил и когда последо­вала следующая попытка).

При записи анамнестических данных следует использовать точные цифровые обозначения и не допускать расплывчатых определений типа «рано», «интенсивно», «несколько», «слегка» и т. д. .

Для краткой и наглядной записи динамики половой актив­ности в графе «Связи до женитьбы» (а при необходимости и в графе «Внебрачные связи») может быть использован следую­щий код: каждая связь нумеруется (римской цифрой и обозна­

чается дробвю, в числителе которой указывается возраст пациента (возраст женщины приводится в скобках), а в знаме­нателе — продолжительность связи (при этом используются следующие обозначения: г — годы, м — месяцы, н — недели, ед — единичная связь), в скобках — количество интимных встреч. Например, вместо того, чтобы писать: «До женитьбы 6 связей: 1-я в возрасте 24 лет, с девушкой примерно 22 лет, длилаеь в течение недели (всего две интимные встречи); 2-я — в возрасте 24 лет, с женщиной того же возраста, длилась в те­чение 2 нед (полноценных сношений не было и эякуляции по­лучались петтингом); 3-я — в возрасте 25 лет, единичная встре­ча с замужней женщиной лет 23», можно сделать следующую краткую запись: