Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОБЩАЯ СЕКСОПАТОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
520
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
5.01 Mб
Скачать

Копулятивный цикл как единое целое

Ни одно из рассмотренных сексологических проявлений са­мо по себе, сколь бы существенные стороны половой активно­сти оно ни выражало, не может представлять все явление в целом: и эрекция, и либидо, и эякуляция, и оргазм представ­ляют не более чем отдельные фрагменты единой поведенче­ской реакции, в которой у многих видов, в особенности же у человека, тесно спаяны биологические и социальные аспекты. Круг физиологических феноменов, выявляющихся в рамках акта копуляции, чрезвычайно широк, вовлекая практически все физиологические системы организма. Так, например, Л. М. Пуссеп определил, что артериальное давление в заклю­чительной фазе эякуляции достигает у кобеля 215 мм рт. ст» (рис. 43), частота пульса у мужчины, зафиксированная с по­мощью кардиотахометра Боасом и Гольдшмидтом (1932), пре­вышает на высоте оргазма 140 сокращений в минуту, достигая, по данным Мастерса и Джонсон, 180 при частоте дыханий 40 в минуту [449], т. е. цифр, которые регистрируются при самых напряженных спортивных состязаниях.

Мастере и Джонсон, посвятившие 11 лет изучению физио­логии половых реакций, представили подробнейшее описание мельчайших парциальных проявлений, наблюдающихся у мужчин при половом реагировании [449, — см. подробный ре­ферат на русском языке—162], разделив их на экстрагени-тальные (эрекция грудных сосков, «половое покраснение» ко­жи туловища, непроизвольные спазматические сокращения отдельных мышечных групп лица, туловища, конечностей и ректального сфинктера, гапервентилязция, тахикардия, подъем артериального давления, гипергидроз) и гениальные (эрекция полового члена, иодтягивание мошонки, подъем яичек, увели­чение их объема и разворот до 30—35°, выделение 2—3 ка­пель одукоидного секрета купферовых желез, комплекс мышеч­ных сокращений семявыносящих путей и уретры, детумесцен-ция). Наряду с описанием отдельных физиологических изме­нений Мастере и Джонсон выделили два универсальных меха­низма, которые входят как общий радикал в большинство сек­суальных проявлений и у мужчин, и у женщин: 1) вазодила-тация, 2) изменение мышечного тонуса.

Место копулятивного цикда в процессе размножения

Вся совокупность взаимосвязанных и последовательно раз­вертывающихся физиологических изменений в организме, обеспечивающих осуществление функции размноя^ения, имеет циклический характер [13]. И. А. Аршавский, изучающий ди­намику возрастных физиологических изменений у разных ви­дов, разделил весь процесс воспроизведения на ряд подчинен­ных циклов [13, 14, 11], объединяемых в единое целое меха­низмом доминантного процесса [12]. Первая фаза в этом большом цикле начинается с тех изменений в организме сам­ки, которые известны под названием течки (oestrus). Форми­рование под влиянием соответствующих нейрогуморальных сдвигов половой доминанты обусловливает такие изменения в поведении, которые завершаются половым сближением, обес­печивающим процесс оплодотворения. В результате оплодотво­рения половая доминанта сменяется доминантой беременности, или геСтационной, длительность которой значительно варьиру­ет (от 18 дней у самки опоссума до 22 мес у слонихи). Геста-ционная доминанта, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для нормального развития зародыша, тормозит поло­вую доминанту, что проявляется в выраженных отрицатель­ных реакциях на самца (рефлекс отбоя). У некоторых млеко­питающих рефлекс отбоя сочетается с образованием вагиналь­ной пробки из затвердевающих выделений, что исключает возможность повторного полового сближения. Доминанта бе-

Рис. 44. Типовая кривая «по­лового цикла» мужчины [449]. Объяснение в тексте.

ременности сменяется родовой доминантой, которая в свою очередь завершается лактационным циклом (доминанта корм­ления) .

Круг профессиональных интересов врача-сексопатолога ограничивается рамками первого из четырех циклов. Физиоло­гические изменения, происходящие в процессе соединения по­лов, складываются также из ряда последовательно сменяю­щих друг друга стадий. Так как в широко принятом употреб­лении выражение «половой акт» включает только совокупность действий с момента введения полового члена во влагалище, иг­норируя все чрезвычайно важные поведенческие проявления, нарушение которых чаще всего исключает саму возможность осуществления «полового акта», в научной сексологии отмеча­ется тенденция отказа от этого выражения и замены его тер­минами «копулятивный цикл» [48] или «половой цикл» [449]. А крайний редукционизм, связанный с обывательским истол­кованием «полового акта» как «поршнеобразного движения полового члена во влагалище» (piston-like movement of pe­nis in vagina) создает предпосылки для неадекватного использо­вания интимной близости [478]. В сексопатологической прак­тике предпочтительнее употреблять выражение копулятивный цикл, которое является частным по отношению к более широ­кому выражению — половой цикл, несущему биологический акцент.

Стадии копулятивного цикла мужчины

На типовой кривой («полового цикла» мужчины, предложен­ной Мастерсом и Джонсон [449], выделяются следующие че­тыре стадии, или фазы (рис. 44): 1) нарастающего возбужде­ния (excitement phase); 2) уплощения (стадия плато); 3) ор­гастическая; 4) стадия разрешения (спада нервного возбуж­дения) .

Однако за 14 лет до опубликования книга Мастёрса и Джон­сон в советской литературе [47] было предложено деление на стадии, представляющее значительные операциональные пре-

Состояние' Психическая ' Эрекци- ' Нопулятивная ' Эякуля-'Рефрактер- нейро^-гумо- стадия онная (фрикционная) торная ная стадия

ральной стадия стадия стадия

fQIQRHQQTkl

Рис. 45. Типовая кривая копулятивного цикла мужчины.

имущества (рис. 45). При сравнении нетрудно видеть, что кривой Мастерса и Джонсон присущи два серьезных недостат­ка — чрезмерный схематизм и отсутствие четких критериев отграничения стадцй. В самом деле, чтобы установить, пере­шел ли мужчина из стадии возбуждения в стадию плато, аме­риканским исследователям приходится опираться на косвен­ные показатели (степень подтянутости тестикул и угол их разворота), что вне стен созданной ими сексологической лабо­ратории, оборудованной киносъемочной аппаратурой, учесть весьма трудно. В противоположность этому на кривой рис. 45 каждая стадия отделяется от предыдущей такими четкими и непосредственно связанными с характеристикой соответствую­щей стадии показателями, как возникновение половой доми­нанты, появление эрекции, интроитус, начало эякуляции и, на­конец, состояние абсолютной половой невозбудимости с фено­меном детумеоценции.

В основу предлагаемого деления положена естественная по­следовательность развертывания копулятивного цикла с вклю­чением одного за другим всех функциональных элементов, обеспечивающих физиологическое протекание полового акта. По оси абсцисс отложено время и по оси ординат — степень нервного возбуждения. Прежде всего необходимо учитывать, что здоровому мужчине свойствен какой-то исходный уровень сексуальной напряженности, который впервые возникает в пе­риод полового созревания и тянется на протяжении всей жиз­ни, вплоть до угасания половой активности. Этот исходный уровень большей частью даже не осознается, так как в усло­виях новседневной жизни не имеет (Специфического сексуаль­

ного оттенка и субъективно воспринимается как состояние физиологического комфорта. На графике этот период обозна­чен как состояние предварительной нейрогуморальной готов­ности, но это еще не стадия копулятивного цикла. Непосред­ственно за этим следует первая, психическая, стадия, началом которой является момент возникновения половой доми­нанты. Определяющим признаком возникновения этой ста­дии является осознание полового желания, направленного на конкретный сексуальный объект, половая же доминанта, ори­ентирующая поведегаческие реакции в направлении овладения этим объектом, является ее физиологической основой. В этой стадии половое поведение развивается таким образом, чтобы привлечь сексуальный объект к интимной близости. Для до­стижения этой цели мобилизуется прежде всего направленное речевое воздействие, которое затем подкрепляется тактильны­ми раздражениями различных эрогенных зон. Если разверты­вание копулятивного цикла происходит без помех, нервное возбуждение постепенно нарастает. Затем в какой-то момент возникает эрекция, знаменуя наступление следующей, эрек-ционной стадии. Когда эрекция используется для интроиту-са (интроекции, интромиссии, или имиссии), начинаются ко-пулятивные фрикции, определяющие начало следующей, копу-лятивной или фрикционной, стадии. Здесь интенсивность нервного возбуждения продолжает нарастать, как показано на графике, сначала круто, а затем несколько уплощаясь (стадия плато, по Мастерсу и Джонсон; физиологически же — следст­вие феномена сенсорного насыщения). После суммации ряда фрикций наступает резкое возрастание остроты сексуального возбуждения, совпадающее во времени с эякуляцией и выделяемое в стадию эякуляции. Вслед за этим происходит спад нервного возбуждения, большей частью до суб­нормальных величин—наступает заключительная, рефрактер­ная, стадия копулятивного цикла.

На графике видно, что рефрактерная стадия делится на две подстадии— абсолютной и относительной невозбудимости. Чем это вызвано? Состояние постэякуляторной рефрактерности от­личается очень широкой вариантностью, определяемой инди­видуально-конституциональными, возрастными и чисто ситуа­ционными моментами. У некоторых мужчин рефрактерная стадия настолько замаскирована, что они способны произво­дить повторные половые акты, не извлекая половой член после первых эякуляций; у большинства же мужчин зрелого возра­ста непосредственно после эякуляции даже простое прикосно­вение к обнаженной головке пениса вызывает неприятное, нередко с протопатическим оттенком, ощущение; наступает период, в течение которого никакие воздействия не способны вызвать эрекцию. Это — период абсолютной половой яевозбудимости. После оргазма в течение определенного периода мужчина остается безразличным к действию сексу­альных возбудителей и чаще всего просто засыпает, если его оставить в покое. Вслед за этим, однако, наступает период, когда некоторыми необычными (но только необычными) воз­буждениями становится возможным вызвать эрекцию, а следо­вательно, и повторение полового акта. Период, в который мужчина спосабен к сексуальному возбуждению только под влиянием необычных, интенсивных, форсированных воздейст­вий, мы выделяем как период относительной половой н е в о з б у д и м о с т и.

Посторгастическая рефрактерность получает свое объясне­ние в свете эволюционного развития. Тот факт, что у мужчины рефрактерность нарастает сразу по нескольким каналам (сек­суальная анестезия кортикального генеза в виде безразличия к женским прелестям; ослабление эрекции; нарастание сенсор­ной гиперпатии при касании основной эрогенной зоны до сте­пени протопатической чувствительности) по сравнению со спо­собностью женщины к множественному оргазму без развития у нее явлений психосексуальной анестезии и сенсорной гипер­патии, надо рассматривать под углом биологической роли со­вокупления в процессе эволюции. Поскольку биологическая роль мужчины в акте совокупления — отдача спермы пол­ноценной (после же первой эякуляции в эякуляте все бо­лее преобладает секрет придаточных половых желез и слабо­подвижные и морфологически незрелые сперматозоиды), ясно, что мужчинанмутант со способностью к длинному ряду эякуля­ций, следующих друг за другом с короткими интервалами, в ходе эволюции не имеет преимуществ и не закрепляется в по­томстве. Женщина же, поскольку закрепление ее генов в по­томстве зависит от способности к восприятию спермы, выигрывает при отсутствии феномена рефрактерности, так как если бы после первого оргазма у женщины развивалась про-топатическая болезненность к продолжению коитуса, это уменьшило бы возможность оплодотворения.