Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sbornik_SFU.pdf
Скачиваний:
144
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
2.51 Mб
Скачать

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»

г. Якутск, 4-5 апреля, 2013 г.

высказаться стороне, провоцирующей конфликт; исключить из общения любые претензии на превосходство, унижая другого не возвышать себя; искать недостатки в себе, а не у своих близких; усилие в разрушении конфликта направлять не на победу своего близкого человека, а на совместное разрешение создавшейся ситуации; надо слушать любые советы, но помнить, что жить вам вместе не с советчиками, а с тем, на кого вы жалуетесь.

Таким образом, задумайтесь, создавая семью надо идти на уступки, пытаться понять друг друга.

Гендерные различия в логике функциональных систем

Шабельников В.К., Прокопьева М.М., Прокопьева А.А.

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Якутск

Общая картина гендерных различий представлена довольно широко. Помимо физиологических различий женщин и мужчин, известно немало психологических. Женщины обладают стабильным гештальтом личности. Включаясь в любые виды деятельности, они сохраняют свои особые мотивы, не зависимые от заданных мотивов выполняемой деятельности, в то время как мужчины определяются в структуре их личности той социальной деятельностью, которую они выполняют.

Если мужчины охватывают своей активностью, прежде всего, окружающее пространство, завоевывают его, добывают в нем необходимые компоненты жизни, женщины определяют собой центр родовой системы, рождая и воспитывая детей, формируют у детей базисные мотивы и способы жизни. Мужчина производит опробование окружающего поля, структурирует жизнь семьи с учетом изменяющихся внешних условий. Адаптация к разным сферам мира предполагает в мужчинах большую степень мутаций, как психологических, так и биологических. Разброс способностей и отклонений в поведении мужчин всегда выше, чем у женщин. Женщины более типичны и консервативны, сохраняя ценные стереотипы поведения, передавая их новым поколениям. В.А.Геодакян соотносит функции опробования новых форм жизни с наличием у мужчин У-хромосомы, где, по его мнению, отражаются новые способности, еще не принятые видом как базисные. В случае же окончательного принятия человечеством новых качеств, они закрепляются уже в Х-хромосомах, т.е. фиксируются и по женской линии.

217

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»

г. Якутск, 4-5 апреля, 2013 г.

С различием гендерных функций связан ряд психических отличий женщин и мужчин. Женщины интуитивны и чувствительны к непосредственному эмоциональному полю, мужчины больше зависят от предметно заданных форм поведения, шире отражают социальное пространство окружающего мира. Женщины же легче имитируют внешние формы активности, сохраняя при этом свой независимый гештальт. Поэтому в юности девушки выглядят более обучаемыми, легче воспроизводят любые формы деятельности на операторном уровне. Однако после замужества и рождения детей обнаруживается слабая зависимость мотивов женщин от их профессиональной деятельности. Мужчины же погружаются в профессии значительно глубже. Идея А.Н. Леонтьева о том, что деятельность формирует личность, в большей мере справедлива относительно мужчин. Но безразличие женщин к мотивационной структуре профессиональной деятельности, позволяет им быть хорошими исполнителями и организаторами на операторном уровне.

В мифологии родовых систем отражена роль женщины как мотивационного центра рода и семьи, а также ее загадочная связь с «колдовскими» силами природы. Оборотни-царевны и невесты, похищаемые богами, Кащеями и Черноморами, и околдовывающие мужчин лесные и морские красавицы являются персонажами мифов и сказок у многих народов. Семья и дом организовывались вокруг эгоцентрического женского основания, а деятельность мужчин имела петлевую форму: уход из дома, но с обязательным возвращением к женскому родовому центру в итоге.

Биологически, сходную роль неподвижного центра рождения выполняют женские особи-матки у коллективных насекомых. В то же время, именно молодая матка вылетает из улья или муравейника, находя новую точку центрации будущего родового гнезда. Определение маткой этой точки не может быть случайным, поскольку от правильности ее расположения зависит успех активности всего будущего семейства, точность охвата биологической ниши и судьба потомства.

Рассматривая биологические виды как функциональные системы, нужно видеть, что активность видов организуется вокруг их базисных биосферных функций. Функция является точкой включения каждого вида

вобщую структуру биосферы, функция – это центр жизни вида. Теряя связь с функцией, любой организм или даже целый вид погибают, будучи выключены из единого биологического потока энергии. Упрощенно, функциональная система выглядит как воронка, где функция представляет центр втягивания активности, точку направленности жизни вида, а энергия этого втягивания определяет захват окружающего вещества, включаемого

вдвижение функциональной системы.

Эволюция, история и вся жизнь человечества – это не только охват активностью людей биосферного пространства, но и движение в логике

218

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»

г. Якутск, 4-5 апреля, 2013 г.

биосферных напряжений, определяющих мотивацию и смыслы этого охвата. Есть вопрос: что захватить своей активностью и где? Но есть и не менее важный вопрос: куда и во что вливается эта активность? И этот вопрос особо значим в логике движения человечества. Социальные формы жизни являются лишь адаптацией к природе. Человеческий вид развертывается в двух пространствах. Одно – явно видимое пространство окружающих объектов, охватываемое активностью мужчин. В функциональной системе, это пространство материи, втягиваемой в воронку активности системы. Мужчина идет в лес, в мир городов, включается в социальные формы деятельности. Охватывая этот мир, он подчиняет его развитию жизни вида [1].

Другое пространство вида – это сфера биосферных функций вида, т.е. тех базисных напряжений, которые создают основы нашей активности. Ориентация человечества в пространстве его функций, изменяющихся в ходе эволюции – это прерогатива женщин. Особая связь с биосферой, особая интуиция, эгоцентризм и независимость от частных форм социальной деятельности, ответственность за сохранение базисных стереотипов – все эти черты, присущие женщине, выявляют главную женскую функцию. Это функция связи с порождающими людей биологическими напряжениями. Благодаря этой связи женщина не только формирует в себе организм ребенка, но подсознательно выполняет роль компаса или штурмана, ведущего активность вида в нужном биологическом фарватере.

Материнская функция женщины связана с воспроизведением в периоды беременности основных линий биологической эволюции. Эмбрион формируется, проходя ключевые этапы эволюции вида, воспроизводя ряд форм, предшествовавших человеку. Материнство предполагает тесную связь женщины с логикой биосферных напряжений и полей, определяющих развитие человечества. Именно эта базисная биологическая связь с ключевыми функциями вида отражена в мифах о женском колдовстве, о наличии в женщине не только социального начала, но еще какого-то, неосознаваемого в схемах социальной деятельности.

В любой деятельности есть симбиоз функций исполнителя и потребителя. В деятельности рода мужчины выполняют функции исполнителей, а женщины и дети – роль потребителей продуктов мужской активности. Потребитель не менее важен в становлении деятельности, чем исполнитель. Он является центром мотивации, вокруг которого развертывается активность социальной системы. С ролью потребителя связаны функции координаторов и оценщиков, которые традиционно тоже выполнялись женщинами.

Право женщины быть потребителем продуктов деятельности связано с тем, что она обладает способностью порождать человека, т.е. превращать в человека все, полученное ею от мужчины. Эта загадочная способность

219

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»

г. Якутск, 4-5 апреля, 2013 г.

преобразования вещества выходит за границы социального контроля, она определяется связью женщины с детерминирующими людей биосферными напряжениями, т.е. с невидимыми силами функций вида. Направленность на функции определяет векторы активности всего рода. Будучи потребителем деятельности, женщина обеспечивает ее мотивацию, задает мужчине смыслы активности и ощущение удовлетворенности.

В более поздние эпохи возникают социальные структуры, принимающие на себя роль потребителя деятельности общества и подавляющие женскую родовую активность как своего конкурента. Эти социальные структуры, так же как когда-то женщины, получают право быть потребителями через свою связь с мистическими, инфернальными силами. Жрецы, шаманы или религиозные организации выступают посредниками общества с невидимыми детерминирующими силами: духами, богами и т.п. Одним своим лицом потребитель обращен к обществу, к исполнителю, задавая тому смыслы и векторы деятельности, а другим лицом потребитель связан с высшими силами, недоступными исполнителю. Имея высшее, сакральное знание, египетские жрецы, христианские священники или идеологи коммунизма, направляют векторы мотивации на новые функции общества, организуют деятельность социальных систем на очаги притяжения энергии за пределами биосферы

[2].

Тысячи лет борьбы новых потребителей с родовой властью женщин сформировали новые формы поведения людей. При возрастании агрессии и конфликтов в социальных системах возрастает роль мужчин и подавляется активность женщин. В России власть мужчин формировалась на государственном уровне князей и дворян, а в отстраненных от войны крестьянских этнических общинах сохранялась организующая роль женщины. Облик сильных мужчин и слабых женщин в дворянской элите и властных женщин и простоватых мужчин в народе соответствовал значимости их функции. В советской России, в период агрессивности государства, мужская организующая роль была сильна на верхних этажах партийной и государственной власти, а в основной массе народа организующая роль женщин сохранялась не только в семье, но и в производственных коллективах. Сегодня нарастание агрессивных форм борьбы в бизнесе и в политике проявляется в новой волне переподчинения женщины мужчине в семьях бизнесменов. Типичен конфликт, когда мужчины более жестко заявляют о своих правах, а женщины еще стремятся реализовать прежние стереотипы семейной жизни. Сохраняется организующая роль женщин, более способных к формированию «неформальных» стабильных межличностных отношений.

Использованная литература:

1.Прокопьева М.М., Кычкина С.Д., Николаева А.В. История дошкольного образования Якутии. – Якутск: ИД СВФУ. 2011. – 257 с.

2.Шабельников В.К. Функциональные системы. М., Изд-во: Академия, 2005 г.

220

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]