Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
все лекции по предмету уголовное право .doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.6 Mб
Скачать

Глава XI

Захват заложника (ст. 206 УК).

Захват заложников в силу того, что он часто носит транснациональ­ный характер, признается преступлением международного характера (в декабре 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников).

Объект преступления — общественная безопасность, жизнь и здоро­вье, неприкосновенность личности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ком­ментируемой статьи, выражается в действиях: а) захвате; б) удержании лица в качестве заложника.

Захват заложника — это противозаконное завладение человеком, сопровождающееся лишением его свободы. Он может совершаться раз­личными способами: тайным, открытым, насильственным, ненасильст­венным. Насильственный захват, квалифицируемый по ч. 1 ст. 206, со­провождается насилием, не опасным для жизни или здоровья, т.е. не выходит за рамки нанесения побоев или совершения иных насильствен­ных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших пос­ледствии, указанных в ст. 115 УК. Разновидностью ненасильственного захвата может являться захват путем обмана потерпевшего.

Удержание лица в качестве заложника означает воспрепятствова­ние лицу покинуть место его пребывания в качестве заложника (как правило, содержание его в помещении, которое потерпевший не в состо­янии самовольно покинуть). Условием освобождения заложника обыч­но является требование преступника, обращенное к государству, орга­низации или гражданину, совершить какое-либо действие или воздер­жаться от совершения какого-либо действия.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за захват заложника, совершенный при отягчающих обстоятельствах: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с при­менением насилия, опасного для жизни или здоровья; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия: д) в отноше­нии заведомо несовершенноле гнего; е) в отношении женщины, заведо­мо для виновною находящейся в состоянии беременности; ж) в отно­шении двух или более лиц; з) из корыстных побуждений или по найму.

Под насилием, опасным для жизни и здоровья, следует понимать умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115), умышлен­ное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), истязание (ст. 117), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111).

В отличие от терроризма квалифицирующим признаком является применение ггри захвате заложника не только огнестрельного оружия, но и иного, в том числе и холодного, а также предметов, используемых

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

233

в качестве оружия. Таковыми признаются различные предметы хозяй­ственно-бытового назначения (топор, лопата), палка, камни и другие предметы.

Захват заложников в отношении двух или более лиц предполагает единство умысла виновного в отношении потерпевших. Если лее умы­сел на совершение данного преступления возникает самостоятельно в отношении каждого потерпевшего, содеянное квалифицируется как за­хват заложника, совершенный неоднократно.

Часть 3 ст. 206 УК предусматривает ответственность за захват за­ложника, совершенный при особо отягчающих обстоятельствах, т.с организованной группой или повлекший по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Содержание этих признаков аналогично признакам терроризма.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 14-летнего воз­раста.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 206, а также совершенного организованной группой (ч. 3), характе­ризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает указанные в комментируемой статье действия и их общественную опасность, и же­лает этого.

Субъективная сторона захвата заложников, повлекшего смерть че­ловека или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 206), характеризуется двойной формой вины (см. ст. 27) — прямым умыслом по отношению к действиям, указанным в ч. 1 ст. 206. и неосторожностью (как в виде легкомыслия, так и небрежности) по отношению к указанным в ч. 3 ст. 206 последствиям.

В примечании к ст. 206 формулируются условия освобождения за захват заложника в случае позитивного послепреступного поведения лица, осуществившего захват или удержание заложника. Они заключа­ются в добровольном или по требованию властей освобождении залож­ника, если в действиях лица не содержится иного состава преступления.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК).

Опасность этого преступления заключается в том, что распростра­нение даже ложных сообщений о якобы готовящихся актах терроризма может вызвать панику, беспорядок, перебои в работе транспорта, госу­дарственных и иных предприятий и учреждений. Соответствующие государственные органы вынуждены проводить организационно-тех­нические мероприятия (подчас дорогостоящие, направленные на пред­отвращение готовящихся террористических акций).

Объект преступления — общественная безопасность.

Объективная сторона преступления, предусмотренного комменти-

234

ГлаваХ!

руемой статьей, характеризуется действием — заведомо ложным сооб­щением о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создаю­щих опасность гибели людей, причинения значительного имуществен­ного ущерба либо наступления иных общественно опасных последст­вий (о содержании террористических действий см. ст. 205).

В качестве адресата ложного сообщения выступают учреждения и должностные лица, обязанные определенным образом реагировать на такое сообщение (например, правоохранительные и иные органы влас­ти, а также должностные лица этих органов). Адресатом могут высту­пать и отдельные граждане (например, жильцы дома, в фундамент ко­торого будут заложены мины; пассажиры самолета и т.д.).

Ложное сообщение — это qoo6meHne, не соответствующее действи­тельности. Форма (способ) выражения сообщения может быть самый разнообразный: устный и письменный, в виде телефонных звонков и т.д.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 14 лет.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо со­знает, что сообщает ложные сведения об акте терроризма, и желает этого. Обязательным признаком является заведомость ложности сооб­щения. Добросовестное заблуждение лица об истинности сведений (не­соответствии их действительности) не образует состава преступления, предусмотренного данной статьей.

Организация незаконного вооруженного формирования или учас­тие в нем (ст. 208 УК).

Объект преступления — общественная безопасность.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 208, заключается в совершении действий: 1) в создании вооруженного фор­мирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не пред­усмотренного федеральным законом, либо 2) в руководстве таким фор­мированием.

Под вооруженным формированием понимается вооруженная орга­низация в виде объединения, отряда, дружины или иной группы (на­пример, вооруженные организации партий, коммерческих либо неком­мерческих организаций). Признак вооруженности предполагает нали­чие у членов формирования огнестрельного либо холодного оружия.

Обязательным признаком данного состава преступления является незаконность формирования. В соответствии со ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, на­правленных на создание вооруженных формирований. Незаконным яв­ляется вооруженное формирование, не предусмотренное федеральным законом Российской Федерации. Такими законами являются, напри-

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

235

мер, Закон РСФСР «О милиции» 1991 г., Федеральные законы «Об обороне» 1996 г., «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» 1997 г. и некоторые другие. Незаконными являются и те вооруженные формирования, которые вопреки указан­ным федеральным законам создаются по решению федеральных орга­нов исполнительной власти, органов власти и управления субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Создание незаконного вооруженного формирования выражается в совершении любых действий (подбор участников, подыскание оружия, оборудование мест дислокации), результатом которых стало образова­ние такого формирования. Действия, которые по не зависящим от ви­новного обстоятельствам не привели к созданию незаконного воору­женного формирования, квалифицируются как покушение на такое преступление.

Руководство незаконным вооруженным формированием выражает­ся в действиях по руководству уже созданного указанного формирова­ния: в разработке планов его деятельности, проведении занятии и уче­ний, организации несения службы и т.д.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, яв­ляющееся организатором или руководителем незаконного вооружен­ного формирования.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что создает незаконное вооруженное формиро­вание или руководит им, и желает совершить эти действия.

Часть 2 ст. 208 УК предусматривает ответственность за участие в незаконном вооруженном формировании, не предусмотренном феде­ральным законом. Такое участие означает вступление в указанное фор­мирование и выполнение различных действий в пределах функцио­нирования незаконного вооруженного формирования (несение дежур­ства, участие в патрулировании, в проводимых учебных занятиях и т.д.).

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208, является рядовой участник незаконного вооруженного формирования, достиг­ший 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо со­знает, что участвует в незаконном вооруженном формировании, и же­лает этого.

В соответствии с примечанием к ст. 208 УК, лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

236

Главам

Бандитизм (ст. 209).

Объект преступления — общественная безопасность, жизнь и здоро­вье людей, государственное и общественное имущество.

Объективная сторона бандитизма заключается в действиях — в со­здании устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно в руководстве такой группой (бан­дой).

Признаками банды являются: а) наличие в ней двух или более лиц; б) устойчивость, в) вооруженность; г) цель — совершение нападений на граждан или организации.

Основные вопросы квалификации бандитизма решаются в поста­новлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ян­варя 1997 г. 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм». В соответствии с ним под бандой сле­дует понимать устойчивую организованную вооруженную группу из двух или более лиц, предварительно объединившихся для совершения нападений на граждан либо на организации (в том числе учреждения, предприятия). Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения1. Об устойчивости банды могут свидетельствовать, в частности, такие признаки, как ста­бильность ее состава и организационных структур, сплоченность ее членов, постоянство форм и методов преступной деятельности. Под вооруженностью банды понимается наличие у ее участников (хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды) оружия (огнестрельное или холодное, в том числе и метательное, ору­жие заводского изготовления и самодельное, различные взрывные уст­ройства, газовое и пневматическое оружие). При решении вопроса о признании оружием предметов, используемых членами банды, следует руководствоваться Федеральным законом «Об оружии» 1996 г. и в необходимых случаях заключением экспертов.

Под созданием устойчивой вооруженной группы (банды), следует понимать любые действия, результатом которых стало создание такой группы (банды) в целях совершения нападений на граждан либо орга­низации. Они могут выражаться в сговоре, подыскании соучастников, финансировании, приобретении оружия, разработке планов и распре­делении ролей между членами банды и т.п. Создание устойчивой во­оруженной группы (банды), является оконченным преступлением не­зависимо от того, было ли совершено планировавшееся ею преступле­ние. В тех случаях, когда активные действия, направленные на создание

1 См.: Росс. гаи. 1997. 30 япи.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

237

устойчивой вооруженной группы (банды), в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим причинам не привели к созданию такой группы (банды), они должны быть квали­фицированы как покушение на создание устойчивой вооруженной группы (банды).

Под руководством бандой следует понимать действия по руковод­ству уже созданной устойчивой вооруженной группой (бандой). К ним относится, например, разработка планов нападений, руководство совер­шением конкретных нападений и т.п.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 209, является лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся организатором или руководителем вооруженной банды. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат от­ветственности за те преступления, ответственность за которые в соот­ветствии со ст. 20 УК предусмотрена с 14 лет.

Часть 2 ст. 209 УК предусматривает ответственность за участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею напа­дениях. В соответствии с указанным постановлением Пленума Верхов­ного Суда РФ от 17 января 1997 г. под участием в вооруженной банде следует понимать не только непосредственное участие в совершаемых бандой нападениях, но и выполнение иных действий в интересах банды: руководство, финансирование, снабжение оружием, подыскание объек­тов для нападения, обеспечение транспортом и т.д. Как бандитизм должно квалифицироваться участие в совершении нападения и таких лиц, которые, не являясь членами банды, сознают, что принимают учас­тие в преступлении, совершаемом бандой. Действия лиц, не состоявших членами банды и не принимавших участия в совершенных ею нападе­ниях, но оказавших содействие банде в ее преступной деятельности, следует квалифицировать как соучастие в бандитизме.

Под нападением следует понимать действие, направленное на до­стижение преступного результата путем применения насилия над по­терпевшим либо создание реальной угрозы его немедленного приме­нения.

Часть 3 ст. 209 УК предусматривает повышенную ответственность за бандитизм, совершенный лицом с использованием своего служебно­го положения, т.е. лицом, состоящим на службе как в государственных (например, сотрудник органов внутренних дел, военнослужащий), так и в негосударственных организациях или учреждениях (например, со­трудник частных охранных служб, служб безопасности различных фи­нансовых или коммерческих структур и т.п.).

Субъективная сторона бандитизма характеризуется прямым умыс-

238