Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Инфекционные болезни_пособие_1.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
2.05 Mб
Скачать

3. Диагностика кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза.

Заподозрить у больного кишечный иерсиниоз или псевдотуберкулез можно на основании клинических и эпидемиологических данных. Точная диагностика возможна лишь при использовании бактериологических, а также серологических методов исследования (РПГА).

Основным материалом для бактериологического исследования на псевдотуберкулез служат фекалии, моча и смывы из зева. Сбор материала производится следующим образом:

  • смывы из зева берут в первые 3 дня болезни на высоте лихорадки;

  • фекалии – в первые 6 дней и в период обострения;

  • мочу (100 мл) берут в стерильные банки с крышками в течение первой недели болезни, первая утренняя порция;

  • кровь для бактериологического исследования (3-5 мл) берут в лихорадочный период в стерильные пробирки.

Для РПГА первую сыворотку следует брать в конце первой недели заболевания, вторую через 7-10 дней. Диагностический титр – 1:200 и выше. Диагностически достоверным является также 4-х кратный и более прирост уровня антител.

4. Лечение кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза.

Большинство исследователей отмечают, что штаммы Y.enterocolitica и Y. pseudotuberculosis проявляют in vitro чувствительность к хинолонам и фторхинолонам, антисинегнойным пенициллинам, цефалоспоринам III – IV поколения, аминогликозидам, хлорамфениколу, карбапенемам, ко-тримоксазолу. В то же время данный микроорганизм устойчив или недостаточно чувствителен к таким препаратам, как бензилпенициллин, аминопенициллины, цефалоспорины I поколения.

Курс лечения зависит от формы и тяжести болезни; при легком течении — 5 - 7 дней, при среднетяжелом и тяжелом — до 14 дней.

Патогенетическая терапия предусматривает назначение дезинтоксикационных, общеукрепляющих, десенсибилизирующих средств. В тяжелых случаях и при выраженных иммунопатологических проявлениях применяют коротким курсом глюкокортикоиды.

За лицами, переболевшими иерсиниозом в легкой и среднетяжелой форме, проводится диспансерное наблюдение в течение месяца, а тяжелой – в течение 3 месяцев. Лабораторное обследование проводится по клиническим показаниям.

Список литературы:

1. Избранные вопросы терапии инфекционных больных: Руководство для врачей / Под ред. чл-корр. РАМН, проф.Ю.В.Лобзина. – СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2005. – 912 с.

2. Инфекционные болезни у детей. Под ред. Д.Марри. Пер. с англ. – М., Практика, 2006. – 928 с.

3. Клинико-лабораторная диагностика инфекционных болезней: Руководство для врачей. – СПб: Фолиант, 2001. – 384 с.

4. Руководство по инфекционным болезням I Под ред. Ю. В. Лобзина. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: «Издательство Фолиант», 2003. - 1040 с.

3.1.11.

ТЕМА: Сибирская язва (к.м.н., ассистент Оскирко А.Н.)

Учебные вопросы:

  1. Этиология и эпидемиология сибирской язвы.

  2. Клинические формы сибирской язвы.

  3. Диагностика сибирской язвы.

  4. Этиотропная терапия сибирской язвы.

  5. Профилактика сибирской язвы.

1. Этиология и эпидемиология сибирской язвы

Этиология. Возбудитель – Bacillus anthracis – крупная палочка длиной 6-10нм и шириной 1-2нм, неподвижная, образует споры и капсулы, грам-положительная. Относится к роду Bacillus семейству Bacillaceae. Встречается в 2 формах – бациллярной (вегетативной) и споровой.

Вегетативные формы относительно малоустойчи­вы: при 550С погибают через 40 мин., при 600С – через 15 мин., при кипячении – мгновенно, быстро погибают без доступа воздуха. Прямой солнечный свет убивает их за несколько часов. Различные дезинфицирующие вещества (5 % раствор карболовой кислоты, 1 % раствор сулемы, 5 % раствор хлорной извести, формалин, пере­кись водорода) убивают вегетативные формы в течение нескольких минут. В трупах, не подвергавшихся вскрытию, сибиреязвенные палочки под дей­ствием гнилостной микрофлоры и отсутствия кислорода погибают через 2-7 дней.

В отличие от вегетативных форм споры чрезвычайно устойчивы. В почве они способны сохраняться в течение десятков лет.

Факторы патогенности:

  • экзотоксин, состоящий из 3 фракций: отечный фактор (EF, воспалительный), протективный антиген, летальный фактор (LF);

  • протеазы, обеспечивающие инвазию;

  • капсульный полипептид, участвующий в адгезии к эпителиоцитам дыхательных путей и энтероцитам ЖКТ, обладающий антифагоцитарной активностью.

Эпидемиология. Сибирская язва (СЯ) встречается на всех континентах, однако заболеваемость наиболее широко распространена в странах Азии (Иран, Ирак, Турция), Африки (Кения, Эфиопия), Южной и Центральной Америки (Чили, Уругвай, Парагвай, Аргентина, Перу, Сальвадор), Среднего Востока и Карибского Бассейна.

В США и станах Европы наблюдаются единичные случаи. В России ежегодно регистрируется несколько десятков случаев СЯ среди людей. Наиболее высокая заболеваемость отмечается в регионе Северного Кавказа, Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской, Саратовской, Воронежской областях. В последние годы небольшие вспышки были зарегистрированы в Бурятии и Новосибирской области.

Резервуар инфекции – почва («стационарные очаги»).

Зооноз. Источник инфекции – домашние животные (крупный рогатый скот, овцы, козы, верблюды, свиньи).

У восприимчивых животных инфекционный процесс носит септический характер с метастазами во внутренние органы. У более резистентных видов (свиньи) процесс приобретает локализованную форму в виде серозно-ге­моррагического или некротического воспаления лимфатических узлов зева и глотки. Заболеваемость животных резко возрастает в июне – сентябре – в пе­риод соприкосновения их с почвенными очагами СЯ в пастбищ­ных условиях.

Пути передачи:

  • контактный – при уходе за больными животными, убое скота, обработке мяса, при контакте с продуктами животноводства (шкуры, кожа, меховые изделия, шерсть, щетина);

  • алиментарный – при употреблении инфицированного и недостаточно термически обработанного мяса;

  • воздушно – пылевой – при вдыхании инфицированной пыли

Инфицирующая доза при воздушно-пылевом пути инфицирования высокая – 10000-20000 спор. Размер спор (1–5 мкм) оказывается идеальным для аэрозолирования и инфицирования человека.