Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Банк России - правовой статус и компетенция..rtf
Скачиваний:
36
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
3.05 Mб
Скачать

2. Ограничения для членов Совета директоров Банка России

В ст. 19 Федерального закона установлены некоторые ограничения для членов Совета директоров Банка России. В ней сказано: "Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства Российской Федерации.

Сложение депутатских полномочий или отставка члена Правительства Российской Федерации, а также увольнение с государственной службы должны быть произведены в течение одного месяца со дня назначения на должность члена Совета директоров, после чего вновь назначенный член Совета директоров приступает к исполнению своих должностных обязанностей.

Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

На членов Совета директоров распространяются ограничения, установленные статьей 90 настоящего Федерального закона".

Итак, что мы видим? Во-первых, новый Федеральный закон (напомним, что он был принят 10 июля 2002 года) воспринял нашу концепцию Банка России. А именно, то, что Банк России не является органом государственной власти. Иначе в этой статье не было бы закреплено, что "члены Совета директоров не могут быть: государственными служащими". А если орган управления Банком России состоит из негосударственных служащих, а служащие Банка России тоже негосударственные служащие потому что они получают вознаграждение за свою работу не из государственного бюджета, то как тогда Банк России может рассматриваться в качестве органа государственной власти? Более того в Федеральном законе, как мы видим, членам Совета директоров запрещено совмещать свою работу с работой в Правительстве РФ.

Теперь рассмотрим вопрос об ограничении, которое указано последним в ст. 19 Федерального закона. Там сказано: "На членов Совета директоров распространяются ограничения, установленные ст. 90 настоящего Федерального закона". Но в ст. 90 говорится "Служащие Банка России согласно перечню должностей, утвержденному Советом директоров (курсив мой. - А.Б.): не имеют права работать по совместительству, а также на основании договора подряда (за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности); не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях; обязаны письменно уведомить в десятидневный срок Совет директоров при приобретении долей (акций) кредитных организаций". Во-первых, получается, что Совет директоров Банка России устанавливает соответствующий перечень ограничений для самих себя. Во-вторых, поскольку к членам Совета директоров применяется режим, отличный от принятого для федеральных служащих, то возникает еще один вопрос, являются ли члены Совета директоров должностными лицами. В-третьих, председатель Банка России - один из членов Совета директоров Банка России. Следовательно, и в данном случае возникает проблема статуса должностного лица. Тем более, что в Федеральном законе на этот счет нет указаний.

В Федеральном законе не сказано, что члены Совета директоров Банка России должны иметь российское гражданство. И если на них распространяется правовой статус служащих Банка России (ст. 90 Федерального закона, ограничения этой статьи не совпадают с ограничениями, предусмотренными для федеральных служащих), здесь возникает проблема. Все эти несуразности, на наш взгляд, необходимо устранить, введя в Федеральный закон соответствующие ограничения.

Федеральный закон запрещает членам Совета директоров быть государственными служащими или депутатами. Это, кстати, еще один аргумент в пользу доказываемой нами концепции Банка России как банка, а не как органа государственной власти. Так вот, для государственных служащих закон предусматривает некоторые ограничения, в том числе - ограничение иметь двойное гражданство. Причем в настоящее время этот запрет усиливается. В СМИ читаем: "Законодатели обязали потенциальных политиков иметь только один, российский паспорт"*(204). Значит и для всех руководящих органов Банка России, без какого-то ни было исключения, нужно предусмотреть такой запрет в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Пока же там нет никаких запретов на эту тему и ни для кого. Между тем в современных условиях усиливается международная конкуренция*(205). Это в свою очередь вызвано глобализацией. И здесь важно исключить конфликт интересов. Ведь Банк России регулирует денежную систему.

Следует установить некоторые запреты в отношении правового статуса руководящих органов Банка России. Надо применить принцип, действующий во всех странах в отношении предотвращения заинтересованности должностных лиц. Нужно запретить переход на руководящие должности в Банк России (членов Совета директоров, начальников территориальных учреждений Банка России и их заместителей, руководителей подразделений инспектирования кредитных организаций) непосредственно (в течение трех лет после увольнения) из коммерческих банков и других кредитных организаций, а также из Государственной Думы. В последнем случае запрет должен касаться только депутатов, своими действиями способствовавших принятию решений, инициатором которых выступало руководство Банка России, либо каким-либо иным образом лично заинтересованных в принятии таких решений.

Существует еще один вопрос. Поскольку Банк России не является государственным органом, то к его руководителям затруднительно применение некоторых норм законодательства и, в частности, требований ст. 1069 ГК РФ "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", в которой сказано: "Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования". Здесь получается, что акт издан не государственным органом и не должностным лицом. Это обстоятельство не было учтено при разработке и принятии Гражданского кодекса РФ. Между тем можно представить себе ситуацию, когда, например, вкладчики или акционеры предъявляют иск к Банку России в связи с незаконными действиями. В части пятой ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" сказано: "Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами". Поэтому в случае предъявления иска и его удовлетворения судом фактически за действия руководства Банка России ответственность наступит для государства, так как Банк России расплатится своим имуществом, которое по закону является федеральной собственностью.