Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юрислингвистика-10_новый макет_вычитанный.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
2.88 Mб
Скачать

1. Отдалённость власти от народа:

МЫ («народ»): волеизъявления народа; нужды и чаяния народа; проблемы народа.

ОНИ («власть»): власть не приемлет; власть нас не слышит; власть нас игнорирует.

Власть предстаёт как чуждое изолированное сообщество, абстрагированное от реальных нужд и проблем народа. Бразды правления становятся орудием для достижения своих целей и интересов (выражать только свои собственные интересы; следовало бы подумать и о сокращении льгот для себя; делать на этом свой политический бизнес и т.д.): Рассматривая современную государственную власть, нельзя не отметить, что она приватизирована и субъективизирована, что никаких обсуждений, научного анализа и советов с общественностью она не приемлет, что её отдалённость от народа становится всё большей (Край, 28 февраля, 2003г.).

2. Оценка представителей разных социальных общностей:

МЫ («народ»): прежние, забитые, простые, бедные, доверчивые, обездоленные.

ОНИ («власть»): чужие, тёмные, прожорливые, зажравшиеся, обнаглевшие, холёные.

Народное сознание наделяет представителей власти такими негативными чертами, как чуждость, скрытность, нарушение социальных и этических норм. В свою очередь сообщество «народ» приобретает ряд противоположных черт: «простота», «открытость», «угнетённость». Общественные стереотипы восприятия «себя» и «другого» подчёркивает отчуждённо-враждебное отношение между противостоящими группировками «МЫ» − «ОНИ»: Избирать надо лучших из лучших, вернувшись к действительной демократии, когда не самые ловкие, а самые достойные правят народом (Край, 28 февраля, 2003г.).

3. Материальное неравноправие:

МЫ («народ»): перебиваемся с хлеба на воду; получаем гроши; стали беднее; кормимся крошками с их стола.

ОНИ («власть»): купаются в роскоши; покупают иномарки; жируют; бесятся с жира.

Выделенные общественные группировки противопоставлены друг другу как класс имущих и неимущих. При этом материальное благополучие одних достигается за счёт обделённости других (деньги, отнятые у народа, объедают детей и стариков, лишили народ последних сбережений, деньги изымаются из карманов населения, разбогатели за счёт нас и т.д.): Положение у рабочего класса нашей «оборонки» какое-то рабское. Кто вкалывает – получает гроши, а кто примазывается к нашей продукции – купается в роскоши (Комсомольская правда, 21 января 2001г.).

Приведённый неполный ряд смысловых компонентов, раскрывающих характер противопоставления смысловых полей МЫ, ОНИ позволяет сделать вывод о конфликтности отношений между властью и народом.

Отрицательно-оценочные реакции, раскрывающие сложный характер взаимоотношения между народом и властью, могут быть представлены несколькими блоками [Шейгал,1999; 2000]:

  1. общеоценочные реакции: плохая, подлая, так себе, портит человека, надоели, ругают;

  2. общеоценочные реакции эксплетивного типа: козлы, психи, тупые, на мыло, не хочу, к чёрту такую власть;

  3. частно-оценочные реакции, выражающие негативную морально-этическую оценку. Эти реакции показывают, что в массовом сознании осуждение вызывают:

  • злоупотребление властью (тирания, вседозволенность), коррупция (продажная, мафия);

  • недееспособность (бездействие, марионетки, колебание, слабая);

  • негуманность (жестокость, беспощадная);

  • лживость (врут, обманули, хитрость, интриги).

Субъектно-объектная организация предполагает и выражение характера отношений между объектами и субъектами власти. Так, объект властных отношений (тот, на кого направлена власть, объект подчинения) может мириться, считаться с властью, подчиняться ей, поддерживать её, быть преданным, лояльным, быть приверженцем, сторонником власти. Или, напротив, может выступать, бороться против власти, быть противником, врагом, находиться в оппозиции к власти.

В политических дискурсах отражаются некоторые стратегии действий по отношению к противоположной стороне, предопределяющие разные способы разрешения конфликтности:

1) активная позиция − непримиримость и неприятие чужого мира, выражающиеся во враждебности, агрессивности и насилии: народ готов начать раскулачивание, репрессии, ссылки; хватается за булыжники;

2) пассивная позиция − смирение с действительностью, безразличное и равнодушное отношение к представителям чужого мира: народ уже давно не ждёт многого от власти, утратил свой оптимизм, смирился со своим положением, безмолвствует;

3) приспособленческая позиция −нарушение пространства сообществ с целью публичной демонстрации своей отнесённости к другому классу.

Такая установка, продиктованная прагматическими интересами политиков, оценивается народом как лицедейство: косят под народ, предвыборныые уловки с демонстрацией «заботы» об обездоленных, показное стремление быть на одной ноге с военными.

Социально-исторические факторы способствуют модификации смысловых компонентов концептов МЫ и ОНИ. Словоформа МЫ в данном употреблении приобретает ряд новых значений, основное из которых − потеря народной самобытности и своеобразия народа как национальной общности, отдалённость власти от народа. В качестве языковых репрезентантов подобного процесса выступают словоформы с яркой пейоративной коннотацией: нация поглупела, превратилась в помойку; мы – дойная корова, пешки в чужих руках и т.д. Таким образом, средства массовой информации разных лет отражают своеобразную эволюцию понятий «МЫ» и «ОНИ», обусловленную прежде всего идеологическими факторами.