Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Garri_Lendret_Igrovaya_terapia.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Описание случая

За помощью обратился отец ребенка через пять месяцев после того, как на них в зоомагазине напал леопард. Он был единственным ребенком в семье среднего достатка. О роди­телях было известно, что они работящие, преуспевающие люди, что между ними существуют хорошие взаимоотно­шения, что они хотят и умеют быть хорошими родителями. Джейсон (имя выбрано рецензентом) страдал от частых ночных кошмаров, в которых появлялись «животные и монстры». Он стал очень тревожным, неохотно расставался с матерью и с повышенным беспокойством относился к во­просу о том, где находятся его родители. Эти симптомы свидетельствовали о заметной регрессии по сравнению с предшествующим нормальным развитием Джейсона.

Психотерапевтическое вмешательство

У Джейсона был диагностирован травматический не­вроз. С ним проводились занятия игровой терапией раз в

287

неделю в течение восьми месяцев; по крайней мере раз в месяц проводилась совместная встреча с родителями. На занятиях основной темой было воплощение в игре травма­тического события. Джейсон прорабатывал каждуюдеталь нападения леопарда в словах или в символической форме, часто по нескольку раз. В течение первых нескольких за­нятий Джейсон сосредоточивался прежде всего на разыг­рывании нападения. Несколько раз он притворялся лео­пардом и нападал на терапевта. Вслед за этим Джейсон просил разрешения уйти из игровой комнаты, таким обра­зом прекращая занятие раньше времени. Терапевт объяс­нял это тем, что Джейсон боялся возмездия за эти нападе­ния. Другой важной темой переноса стал гнев Джейсона на родителей, особенно на отца, за то, что они допустили случившееся. Разыграв ситуацию, в которой игрушечный леопард напал на другие игрушки, Джеймс сердился на те­рапевта и обвинял его в том, что он не защитил их. Тера­певт интерпретировал эти обвинения в контексте реально­го нападения леопарда и взял на себя роль отца, который не защитил Джейсона в зоомагазине. Иногда в ответ на та­кую интерпретацию Джейсон сердился еще больше. Когда интерпретация повторялась, он начинал играть спокойно, по-видимому, ему нужно было компенсировать приступ гнева.

Во время психотерапии у Джейсона можно было на­блюдать широкий спектр эмоций; все они всплывали на поверхность, а потом стремительно исчезали. У него были разнообразные защиты, при помощи которых он мог справляться с этими чувствами, но это часто приводило к конфликту. Он справлялся со страхом и гневом, отождест­вляя себя со страшным леопардом и нападая на психотера­певта. Защита также проявлялась в идентификации с ма­терью, отцом или психотерапевтом, с частым принятием на себя роли отца в процессе разыгрывания сцен. Когда Джейсон начал проецировать свой гнев на окружающую среду, актуализировался страх возмездия. Например, если Джейсон отождествлял себя с леопардом и сильно ударял психотерапевта по шее, он немедленно принимался забав­лять психотерапевта. Через восемь месяцев психотерапии симптомы у ребенка снизились и ко времени завершения лечения полностью исчезли.

288

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]