Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Garri_Lendret_Igrovaya_terapia.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Комментарии

Еще до того, как Бетти начала работать над своими проблемами с психотерапевтом, она уже выражала эмо­циональную боль как посредством изобразительного искусства и игры, так и посредством невыносимого по­ведения в шкоде, из-за которого ей и была рекомендова­на психотерапия. В процессе игровой терапии и рисова­ния Бетти было позволено И дальше выражать чувства своими средствами, а не чувствовать себя обязанной следовать терапевтическим требованиям взрослых. Хотя об интерпретациях Уде-Пестель можно спорить, история эмоций и поступков Бетти и целительные изме­нения, возникшие в результате терапевтического про­цесса, несомненны. Предоставленные Бетти свобода са­мовыражения и возможность найти собственные спосо­бы исцеления в процессе игровой терапии полностью изменили ее жизнь.

Источник. Ще-Рез1е1, А. (1977). Веііу: Нізіогу апй АН оГ а СЫИ іп ТЬегару, Раїо АІЮ, СА: Зсіепсе апсі Векауіог Воокз,

ІПС.

Возможные диагнозы по в8м-іу

  1. Проблемы поведения.

  1. Н арушения, личности с проявлениями негативиз­ма.

  1. Генерализованная тревожность.

  1. Проблемы привязанности

Привязанность (аМасктепі) можно определить как эмоциональную связь, которая помогает ребенку перено­сить трудности и настоятельно требуется ему для здорово­го развития и приспособления к среде. Дети, нуждающие­ся в эмоциональной поддержке, особенно те, которые пе­режили тяжелую запущенность, часто испытывают острую потребность в родительской любви, привязанности и при­нятии. В тех случаях, когда связь между ребенком и мате­рью ослаблена, дети очень часто становятся замкнутыми, к ним трудно подступиться. Отреагирование этих потреб­ностей в игровой комнате может причинить много хлопот психотерапевту, поскольку такие дети могут испытывать острую потребность быть для психотерапевта единствен­ными в своем роде. Создание атмосферы объективности и сочувственного понимания в такие моменты является первостепенным, особенно когда требуется установить границы. Психотерапевту следует быть осторожным: су­ществует опасность преувеличенно реагировать в тех слу­чаях, когда ребенок настоятельно хочет знать, что для пси­хотерапевта он — самая важная в мире фигура. Дети, у ко­торых не существует прочных уз дривязанности, испыты­вают трудности в принятии самих себя и других людей. То, что психотерапевт принимает ребенка таким, какой он есть, помогает ребенку принять самого себя.

Игровая терапия, центрированная на ребенке, в работе с проблемами привязанности

Автор: Люси Кольберт

Фокус

Продолжительная игровая терапия, центрированная на клиенте, с озлобленной, вспыльчивой девочкой, постоянно чувствовавшей себя отвергнутой родителями.

Введение

В игровой психотерапии, центрированной на ребенке, возникает ситуация, когда ребенок получает возможность взрослеть, отыгрывая чувства напряжения, фрустрации, неуверенности, агрессии, страха, волнения, непонимания в присутствии человека, который относится к нему с теп­лотой и пониманием, проявляя искренний интерес и сим­патию к ребенку как индивидууму. Как отмечает Экс- лайн1, такого рода игровая обстановка дает ребенку воз­можность вынести чувства на поверхность и взглянуть на них со стороны, научиться управлять ими или расстаться с ними.

Описание случая

Дебра, девятилетняя девочка из проблемной нестаби­льной семьи, чувствовала себя отверженной в семье, где родители оказывали предпочтение трем младшим детям. Родители характеризуют девочку как импульсивного, аг­рессивного, вспыльчивого ребенка и отмечают ее жесто­кость по отношению к животным и другим детям. Учите­ля говорят, что она непоседлива, Невнимательна, сварли­ва, угрюма, ведет себя вызывающе и замечена в воровстве и лжи. Начиная с четырехлетнего возраста в поведении Дебры появились проблемы, закончившиеся слушания­ми в суде по делам несовершеннолетних, в результате чего ее передали под опеку судебных инстанций. После двух лет пребывания в опекунской семье Дебра в конце концов была госпитализирована в психиатрическое отде­ление по причине драк, упрямства, импульсивности, поджогов и сексуальных извращений с животными.

■ Психотерапевтическое вмешательство .

В игровой комнате, где происходили занятия с Деброй, имелись песок, проточная вода, материалы для изобрази­тельной деятельности, три игры и разнообразный набор развивающих, агрессивных и конструктивных игрушек. План работы с Деброй, составленный коллективом психи­атров, предусматривал пятидесятипятиминутные игровые занятия дважды в неделю. Это расписание строго соблю­далось в течение семи месяцев лечения. Любую необходи­мость изменения в расписании девочке объясняли и сооб­щали ей точное время следующего занятия.

До начала игровой терапии были четко определены структурные ограничения. Однако Дебре не предъявляли никаких ограничений до тех пор, пока в этом не возникала нужда. Если Дебра отказывалась идти в игровую комнату, терапевт оставался с ней до тех пор, пока ему не удавалось убедить ее, что выбор зависит от нее и что следующее заня­тие состоится в обычное время. Занятия всегда происхо­дили в игровой комнате, и Дебре не разрешали оставаться там дольше положенного времени. Терапевт приводил комнату в порядок до и после каждого занятия. Дебре не разрешалось выносить игрушки из комнаты, но она могла взять с собой рисунки, сделанные во время занятия. Ей не разрешалось нападать на терапевта, и, если она станови­лась слишком буйной, ее поведение переводилось в другое русло посредством четырехшаговой процедуры установле­ния ограничений. Терапевт: (1) признавал чувства и жела­ния Дебры, (2) четко устанавливал ограничения, (3) пред­лагал альтернативные способы выражения чувств и жела­ний и (4) помогал Дебре вывести вовне чувство сопротив­ления, возникавшее в случае введения ограничений.

В течение семи месяцев терапии Дебра прошла четыре стадии терапевтического процесса, описанные Мустака- сом (1953)1: 1) недифференцированная враждебность и тревожность; 2) направленный гнев и враждебность; 3) ам­бивалентность и 4) разделение положительных и отрица­тельных чувств в соответствии с действительностью. Осо­бенно заметно было продвижение Дебры в том, как она вела себя с куклой-неваляшкой «Бозо». Кроме того, изме­нились ее внешний вид и способы игры. Вначале Дебра била Бозо, швыряла его по всей комнате и выкрикивала непристойности. Потом она стала приклеивать Бозо локо­ны и называть его «девочкой». Вслед за тем Дебра попере­менно то била, то обнимала Бозо. На последних занятиях Дебра обнимала Бозо и извинялась, есди он падал носом об пол. На первых десяти занятиях волосы закрывали лицо Дебры. К четырнадцатому занятию она зачесывала волосы назад и могла глядеть терапевту в глаза. На раннем этапе Дебра не доводила начатое до конца. Примерно к девятому занятию Дебра стремилась во что бы то ни стало выходить победителем из любой игры, при этом она могла жульни­чать и менять правила так, как ей было удобно. Она нео­хотно соглашалась довести игру до конца в соответствии с правилами вплоть до сорок третьего занятия.

На двадцатом занятии Дебре сообщили, что родители собираются забрать ее домой. На последующих двадцати занятиях Дебра много времени проводила5 прорабатывая чувства амбивалентности по отношению к матери и к те­рапевту. Она сумела принять и родителей, и терапевта то­лько после того,'как терапевт ясно дала понять девочке, что она (терапевт) будет рада за Дебру, если та захочет вер­нуться домой, и что ей хотелось бы уделять Дебре время, но она сможет делать это только до тех пор, пока Дебра на­ходится в больнице. После двух благополучных визитов домой Дебра воссоединилась с семьей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]