Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mezhdunarodnoe_sotrudnichestvo_v_oblasti_ugolov...doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
2.23 Mб
Скачать

Выдача потерпевшему государству

Экстрадиция для осуществления защитной юрисдикции означает выдачу запрашивающему государству лица, не являющегося, гражданином данного государства, но обвиняемого по его законам за совершенное за его пределами преступление, направленное про­тив интересов этого государства или его граждан.

Согласно ч. 4 ст. 12 УК РФ, «иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в слу­чаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации или интересов граждан России».

Субъектами, посягающими на указанные интересы, признаются:

- иностранные граждане, т. е. физические лица, не являющиеся гражданами РФ, но обладающие гражданством (подданством) ино­странного государства, доказательством чего могут служить удосто­веряющие их личность документы, каковыми в нашем государстве признаются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответ­ствии с международным договором в качестве документа, удостове­ряющего личность иностранного гражданина;

- лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, т. е. физические лица, не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства и в то же время не принад­лежащие к гражданству РФ и не получившие в ней вид на жительст­во – документ, выдаваемый лицам без гражданства в подтвержде­ние их права на постоянное проживание, свободный выезд и въезд в РФ87[87].

Прямое указание на возможность выдачи государству, против которого или против граждан которого совершено преступление, содержится во многих конвенциях, предусматривающих установление уголовной ответственности за те или иные преступления международного характера. В частности, каждое государство-участник вправе принимать все необходимые меры для установления своей юрисдикции над соответствующими преступлениями в случаях, ко­гда:

а) преступление совершено против лица, пользующегося меж­дународной защитой в связи с теми функциями, которое оно выпол­няет от имени этого государства88[88];

б) санкционированной радиосвязи данного государства чинятся помехи несанкционированным вещанием, осуществляемым с судов или установок в открытом море, или такого рода передачи могут приниматься в данном государстве89[89];

в) жертва является гражданином данного государства90[90];

г) преступление совершено против судна, плавающего под фла­гом данного государства; или во время его совершения гражданин данного государства захвачен, подвергался угрозам, ранен или убит или оно совершено в попытке вынудить данное государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него и т. д91[91].

Выдача для осуществления универсальной юрисдикции

Экстрадиция для осуществления универсальный юрисдикции имеет две разновидности, предопределяемые подразделением лежа­щих в ее основании преступлений на две категории – преступления международного характера и собственно международные преступ­ления (преступления против мира и безопасности человечества).

Первая разновидность экстрадиции заключается в выдаче лица, обвиняемого в совершении преступления международного характе­ра, государству, которое, не будучи ни государством его граждан­ства, ни государством, на территории которого совершено пре­ступление, ни государством, против которого оно было непосредственно направлено, обладает тем не менее юрисдикцией в отношении данного преступления согласно имеющuмся межгосу­дарственным соглашениям.

Объектами данной выдачи могут быть практически любые лица (за исключением лишь тех, выдача которых ограничена нормами национального права). Основные же ограничения в экстрадиции для осуществления универсальной юрисдикции касаются не столько экстрадируемых лиц, сколько запрашивающих их выдачи государств. Таковыми могут быть лишь государства, которые не распо­лагают в отношении обвиняемого ни территориальной, ни персо­нальной, ни защитной юрисдикцией. Но на каком основании госу­дарство может претендовать на выдачу ему лица, в отношении которого оно не может установить юрисдикцию по национальному законодательству?

Таким основанием может быть только международный договор, который восполняет отсутствие прямой связи государства с совер­шенным преступлением возможностью универсальной юрисдикции, осуществляемой в силу необходимости защитить универсальные международные блага, против которых направлены преступления международного характера, когда другие государства (в том числе и те, которых указанные преступления касаются в первую очередь) не желают или не имеют возможности сделать это.

Преступления международного ха­рактера – это предусмотренные международными соглашениями общественно опасные деяния, посягающие на международный пра­вопорядок, причиняющие ущерб нормальному сотрудничеству меж­ду государствами в различных областях взаимоотношений и нака­зуемые согласно нормам национального уголовного законо­дательства, принятым в соответствии с указанными соглашениями.

Особенность преступлений международного характера такова, что они затрагивают самые различные сферы международного об­щения. В зависимости от объекта посягательства или сферы межго­сударственного сотрудничества, в которой совершаются указанные преступления, их можно подразделить на следующие группы92[92]:

1) преступления в области универсальной защиты прав и свобод человека, его физического и нравственного здоровья (рабство, рабо­торговля и такие сходные или примыкающие к ним институты и обычаи, как долговая кабала, крепостное состояние, обращение в домашнее рабство женщин, принудительный или обязательный труд, передача детей с целью эксплуатации детского труда, торговля женщинами и детьми для занятия проституцией и эксплуатация про­ституции; пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания; незаконные операции с наркотическими и психотропными веществами; распространение порнографических изданий);

2) преступления, подрывающие стабильность межгосударствен­ных политических отношений (терроризм во всех его проявлениях, включая посягательства на лиц, пользующихся международной за­щитой, захват заложников; хищения ядерного материала и другие незаконные действия, совершаемые с его использованием; наемни­чество);

3) преступления, наносящие ущерб социально-экономическому и культурному сотрудничеству государств (фальшивомонетничест­во; нелегальная миграция; незаконный ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности);

4) преступления в сфере безопасного функционирования транс­порта и других средств связи и коммуникации (столкновение мор­ских судов и неоказание помощи на море; захват воздушных судов и другие посягательства на безопасность гражданской авиации; акты, направленные против безопасности морского судоходства; пиратст­во; разрыв или повреждение морского подводного кабеля или тру­бопровода; незаконное радио- и телевещание);

5) преступления в области охраны окружающей среды (загрязнение моря вредными веществами).

Вторая разновидность экстрадиции для осуществления универ­сальной юрисдикции состоит в выдаче лица, обвиняемого в совер­шении преступления против мира и безопасности человечества го­сударству, которое, не будучи ни государством его гражданства, ни государством, на территории которого совершено преступление, ни государством, против которого оно было непосредственно направлено, обладает, тем не менее, юрисдикцией в отношении дан­ного преступления согласно нормам международного права.

Как и преступление по внутригосударственному праву, между­народное преступление может быть охарактеризовано, на наш взгляд, при посредстве двух признаков: материального (общечело­веческая опасность) и формального (международная противоправность).

Противоправность международных преступлений представляет собой противоречие деяния международным обязательствам, выте­кающим из норм международного права. Обозревая же историю их появления, нельзя не за­метить, что первыми в этом списке стали нормы, запрещающие применение определенных средств и методов ведения войны.

Универсальность ответственности за международные преступ­ления накладывает отпечаток и на институт выдачи виновных в их совершении лиц, экстрадиция которых основана на принципах, закрепленных не только соглашениями, но и обычаями, а посему явля­ется обязательной и при отсутствии специального договора о выда­че. Достаточно, чтобы преступление было признано таковым дого­ворным путем. Тем более что на квалификацию того или иного деяния в качестве международно-противоправного не может влиять оценка этого деяния как правомерного согласно внутригосударст­венному праву.

Универсальность ответственности международных преступни­ков состоит также в том, что они не могут претендовать на убежище, на них не распространяется принцип невыдачи собственных граж­дан (в случаях передачи их международному суду как надгосударст­венному судебному органу), а также такое основание для невыдачи, как истечение срока давности совершения преступления, и некото­рые другие причины, позволяющие не выдавать лицо, совершившее общеуголовное преступление или преступление международного характера.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]