Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чистяков.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
2.77 Mб
Скачать

XIX века

93

УКДС, 1892,

№11; 1899,

№21.

Статья 222

Субъектом данного преступления могло быть любое частное или должностное лицо, независимо от его исповедания, участво­вавшее в погребении христианина. Ответственность наступала не только в том случае, когда не было совершено вообще ника­ких обрядов, но и тогда, когда совершались обряды не той ве­ры, к которой принадлежал покойный (например, когда като­лик был погребен по обряду православному). Действие дан­ной статьи не распространялось на погребение раскольников и сектантов, а также на нарушение врачебно-полицейских пра­вил погребения (за это ответственность устанавливалась ст. ст. 1039—1046).

Глава третья Статья 223

Объект данного преступления, как и других преступлений этой главы, сложный — оно посягает и на основы религиозного строя, поскольку является проявлением крайнего неуважения к христианской религии, и на общественный порядок. Под церко­вью здесь следует понимать только христианский храм. Оскор­бление святыни в молитвенных зданиях других религий квали­фицировалось только как нарушение общественного порядка по ст. 35 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Формулировки статьи не очень удачны. Так, если следовать ее прямому смыслу, то субъектом преступления надлежит счи­тать только христианина, поскольку именно христианин может забыть страх Божий, ибо нехристиане не знают страха перед чужим божеством. Оскорбление святыни, по ст. 223, может иметь место только в церкви, те же действия, совершенные в ином публичном месте, даже в часовне, ответственности не вле­кли. В ч. II ст. 223 говорится о надругательстве действием над святыми таинствами и другими священными предметами. Та­кое выражение предполагает, что таинства суть предметы. Но это не так (см. комментарий к ст. 184). По общему смыслу ста­тьи, речь здесь должна идти скорее о поругании предметов, ис­пользуемых при совершении таинств, или о действиях, препят­ствующих совершению таинств. Что касается поругания таинств в устной форме, то эти действия влекут ответственность по ст. 184. На практике к надругательству действием над святыми таинствами относили самовольное совершение литургии лицом, не имеющим на это право, поскольку во время этого богослуже­ния происходит таинство причащения93.

Определение и перечень священных и освященных предметов содержатся в ст. ст. 243—244.

Статьи 224—225

Субъектом преступления здесь может быть лицо любого ис­поведания. С субъективной стороны квалифицирующее значе­ние имеет только умысел; цель (религиозная или личная), мо­тивы действий виновного могут быть разные. К числу охраняе­мых в данной главе Уложения священнослужителей относятся

только священники христианских церквей, имеющие право со­вершать богослужения и таинства.

Статья 226

В отличие от предыдущих статей, здесь существенное значе­ние имеет не только наличие умысла, но и цели преступника: произвести соблазны или оказать неуважение к святыне господ­ней. Объяснение понятия соблазн дано в примечании к ст. 58 Устава о предупреждении и пресечении преступлений: «Под со­блазнами разумеется всякое действие при христианине, против­ное его. вере, и в особенности хула и насмешки над правилами церкви и над теми, кто оным следует».

Под святыней господней Уложение понимает священные предметы, перечисленные в ст. 243, и саму церковь.

Статья 227

С объективной стороны для состава преступления здесь, как будто бы, требуется остановка богослужения. Практика, однако, истолковала статью шире. По делу Сергеевой Сенат нашел со­став данного преступления, несмотря на то что оскорбления со стороны виновной не прервали богослужения94.

Статья 228

Столь мягкое по сравнению с предыдущими наказание объ­ясняется, видимо, тем, что законодатель счел, что в действиях виновного в данном случае практически отсутствует посягатель­ство на религиозный объект. Это преступление не является не­осторожным, но умысел виновного здесь направлен не на свя­щенника или священный предмет, а на человека или вещь вооб­ще. Субъект данного преступления не отдает себе отчет в том, что его действия направлены против не светского, а духовного лица или святыни.

Статья 229

Субъектом этого преступления могли быть лица любого ис­поведания, кроме православного. Раскольники и сектанты за те же действия подвергались более суровому наказанию по ст. 206.

Статья 230

Субъектом преступления здесь могло быть лицо любого ис­поведания, в том числе раскольники и сектанты, но лишь при наличии цели оказать неуважение к вере. Преступление должно быть совершено только в публичном месте (см. комментарий к ст. 182). Те же действия, совершенные в частных домах, напри­мер, были ненаказуемы. Не предусмотрена ответственность и за надругательство над предметами, перечисленными в этой ста­тье, хотя бы и в публичном месте.

Статья 231

Здесь, так же как и в ст. 228, мы имеем дело, по существу, не с религиозным преступлением, а с мелким хулиганством в цер-

343

Уложение

о наказаниях

уголовных и

исправительных

94

УКДС, 1869, №101.

344 кви. После издания Устава о наказаниях, налагаемых мировыми

Законодательство первой половины XIX века

судьями, где за аналогичные действия устанавливалась ответ­ственность по ст. 35, данная статья была отменена.

Потир

— сосуд д\я освящения вина

и принятия

причастия в виде

чаши на высокой

ножке. Как

правило,

изготавливался

из драгоценных

металлов и камней.

Дискос

— блюдце

с поддоном,

использовалось во

время проскомидии

для подношения

просфоры (тела

господня)

95

См , например"

Есипов В. В Грех

и преступление,

святотатство и

кража СПб., 1894,

с. 190.

Статья 232

Корпорация служителей культа разделяется на две основные группы — священнослужителей и церковнослужителей. Первые совершают богослужения и таинства, руководят религиоз­но-нравственной жизнью мирян. Вторые оказывают помощь первым. Причетник — младший церковнослужитель, на которо­го, в частности, возлагалась обязанность поддержания порядка в церкви. При рассмотрении дел о нарушениях порядка, совер­шенных церковно- и священнослужителями, следовало руковод­ствоваться нормами церковного права.

Статьи 233—236

Статьи были отменены после издания Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, ст. 35 которого включила в свой состав деяния, в них перечисленные.

Алтарь — восточная часть христианского храма, отделенная от остальной части здания алтарной преградой, а в православ­ных церквах — иконостасом. В алтаре находились престол для освященных даров и жертвенник.

Статьи 237—240

Статьи были заменены ст. 36 Устава о наказаниях, налагае­мых мировыми судьями.

Торжественный день — праздничный, нерабочий день.

В православной церкви множество праздников, объединен­ных в пять групп: 1) великие праздники (их 12), 2) средние первого разряда, 3) средние второго разряда, 4) малые празд­ники и 5) храмовые праздники. Первые четыре группы соста­вляют табельные праздники, отмечаемые всей православной церковью. Последнюю группу составляют праздники в честь какого-либо события или святого, именем которых назван храм.

Глава четвертая Статья 241

Русское право до Свода законов рассматривало святотатство (святотатьбу), т. е. церковные кражи, не в качестве религиозно­го преступления, а как квалифицированный вид кражи. Соста­вители Уложения пошли по пути, предложенному М. М. Спе­ранским в Своде законов, и включили татьбу из церкви в груп­пу религиозных преступлений. В Западной Европе же в конце XVIII — первой половине XIX века начинался обратный про­цесс — церковные кражи исключались из числа преступлении против веры. Русские дореволюционные юристы также неодно­кратно указывали, что святотатство — это искусственный со­став преступления, поскольку его объектом являются имуще-

95

ственные, а не религиозные отношения .

Церковью в данной статье именуются только христианские

храмы, и только те из них, в которых могут совершаться все та­инства и всякое богослужение. Такие храмы должны были иметь алтарь и престол. Часовня — это культовое здание без алтаря и престола. Ризница — помещение для хранения риз (одежда священников) и церковной утвари.

Отличительные признаки данного вида преступления: 1) по­хищение из помещений, принадлежащих церкви, 2) похищение церковной собственности. В ст. 211 т. XV Свода законов указы­валось прямо, что кража нецерковного имущества или не из церкви «святотатством не почитается». Следовательно, составы ст. ст. 249, 251, 253, 254, 256 данной главы должны рассматри­ваться как имущественные преступления, а не как святотатство, не преступления против веры. В соответствии с буквальным смыслом ст. 241, святотатством признается всякое похищение. Поэтому святотатство в форме мошенничества, хотя и не упоми­наемое в данной главе, признавалось судебной практикой.

Статья 242

В статье установлена ответственность за церковный гра­беж. Наказание за разбой в церкви определяет ст. 2130. В соответствии с Уложением и разъяснениями Сената, основ­ное отличие разбоя от грабежа с насилием состояло в наличии опасности для жизни и здоровья потерпевших96. Разбой не относится к числу святотатственных преступлений, несмотря на то что святотатство могло иметь место и при разбое, о чем пря­мо говорится в ст. 2130.

Статьи 243—248

Впоследствии в текст Уложения было включено примеча­ние, в котором перечислялись священные, освященные и не­освященные предметы католической, армяно-грегорианской церквей и освященные и неосвященные предметы проте­стантских церквей (эти церкви не имеют священных пред­метов).

Похищение со взломом в русском уголовном праве XIX века — фактически всякое тайное похищение чужого имуще­ства из запертого хранилища, которое преступник открыл насильственным способом (например, разбитие дверей, ворот, слом замков, использование отмычек или украденного ключа и т. п.).

Статья 249

Существенными условиями применения этой статьи являют­ся: 1) наличие на кружках образов или крестов, 2) цель, на ко­торую предназначались деньги47. Не обязательно, чтобы Деньги составляли церковную собственность, нужно только, чтобы они предназначались церкви98.

Статья 250

Убъектом данного преступления здесь являются не все вооб-Ще служители культа, а только лица, на которых непосред-

345

Уложение

о наказаниях

уголовных и

исправительных

Дарохранитель­ница (ковчег) — ларец для хранения святых

даров (тела и крови господней).

Лжица

— ложечка для раздачи святых

даров.

Копие

— нож в форме

копья,

употребляемый

для разрезания

просфоры.

96

УКДС, 1868,

№ 128; 1871,

№ 935.

Проскомидия — часть литургии, во время которой

идет

приготовление святых даров к причащению.

97

УКДС, 1871, № 260.

98 Там же.

346

Законодательство

первой половины