Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шипицына Л.М..doc
Скачиваний:
177
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
4.69 Mб
Скачать

4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с умственной отсталостью

4

При социализации инвалида с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей,

гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность инвалида с тяжелой умственной отсталостью не предусматривает его широкого контакта со сверстниками. Если инвалид содержится в психоневрологическом интернате, то его окружают люди со схожими социально-психическими и коммуникативными проблемами, если он содержится дома, то с ним находятся рядом только родные и близкие.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у умеренно и тяжело умственно отсталых находится глубокое недоразвитие речи. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. В одних случаях это поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций, тогда говорят о пустой эхолаличной речи. В других случаях речь не возникает и почти не развивается в течении ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети, которые среди тяжело умственно отсталых составляют 20–25%.

При характеристике устной речи тяжело умственно отсталых подчеркивается, что само по себе накопление новых слов не ведет к улучшению их активной лексики, так как они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово. Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему – все это тормозит процесс активации словаря детей с тяжелой умственной отсталостью.

Исследователи отмечают, что у тяжело умственно отсталых детей обнаруживаются разнообразные нарушения речевого развития. Так, почти у всех наблюдаются более или менее резко выраженные недостатки произношения. Тяжело умственно отсталые дети недостаточно умеют вступать в речевой контакт с другими людьми. Это обусловлено их пассивностью, сниженностью побуждений к высказываниям, слабым интересом к окружающему, а также крайней бедностью словарного запаса и несформированностью грамматического строя речи.

Наиболее простым видом речи является диалог. Диалогическая речь в некоторой мере доступна тяжело умственно отсталым. В процессе выполнения несложной, значимой деятельности их можно побудить к общению. Они могут попросить у взрослых необходимый для работы отсутствующий инструмент, спросить о том, где можно взять нужный им материал, или задать еще какие-то элементарные вопросы.

Работа по развитию речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться в направлении формирования у них умений участвовать в беседе – отвечать на вопросы и самим задавать их. Умеренно и тяжело умственно отсталых детей довольно трудно побудить к высказываниям – обращениям или вопросам. Они располагают крайне малыми возможностями для того, чтобы пользоваться диалогической речью. Однако в зависимости от ситуации они в различной мере реализуют свои возможности. При благоприятных условиях, побуждающих их к речи, создающих положительный эмоциональный настрой, способствующих активизации двигательной сферы, эти дети могут на элементарном уровне общаться с окружающими.

Умеренно и тяжело умственно отсталые дети из-за характерной для них стереотипии поведения не могут перенести приобретенные умения в плане самостоятельных высказываний в новую ситуацию. Часто речь умственно отсталого ребенка может полностью отсутствовать в ее вербальной форме. Она может быть сформирована на уровне слога, слова, предложения и более, при этом наблюдаются артикуляционные нарушения.

Некоторые «неговорящие» дети могут пользоваться невербальными средствами коммуникации: естественные жесты, графические знаки, символы.

В проведенном И. А. Смирновой (1999) обследовании лиц с интеллектуальными расстройствами (см. главу 3.4) показано, что среди них около 4% подростков и юношей не владели речью. Лишь 2 молодых человека имели удовлетворительное понимание речи, но сами практически не говорили. В общении активно использовали либо жесты (23-летняя девушка), либо отдельные слова (15-летний юноша). Эти молодые люди общались в основном с родственниками, хорошо понимающими их, и у них не было стимулов для развития экспрессивной речи. Показательно то, что девушка, использующая жесты, самостоятельно изобрела их, и эти жесты были понятны только узкому кругу лиц. В то же время она активно стремилась к общению с окружающими и требовала, чтобы мать переводила ее жесты. Непонимание жестов вызывает состояние фрустрации или агрессии. Молодой человек с болезнью Дауна, владеющий речью на уровне отдельных слов, наоборот, предпочитал формы общения, не требующие от него активности. Очевидно, что в воспитании этих молодых людей не использовались адекватные методы в обучении их общению. В то же время в первом случае была потребность в общении, и, следовательно, стимул для его развития, а во втором случае такого стимула не было.

В настоящее время в нашей стране в связи с изменением общества к проблеме социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья значительно возрос интерес к реабилитации лиц с глубоким нарушением интеллекта.

Появился ряд интересных экспериментальных работ по социализации тяжело умственно отсталых людей и обучению их навыкам общения. Было установлено (Н.Ф.Дементьева, Е.Ю.Шаталова, 1987), что общение умственно отсталых лиц в возрасте 18–40 лет, находящихся в психоневрологических интернатах, имеет ущербный характер. Это проявляется в неразвитости и недостаточной дифференцированности общения. Выявленная особенность коммуникаций обнаруживает тенденцию к усугублению по мере нарастания выраженности дефекта. Вместе с тем, можно говорить об имеющихся потенциальных возможностях развития общения умственно отсталых лиц. Для этого необходимо расширение контактов умственно-отсталых лиц путем специальной организации трудовых навыков поведения. Вне интерната это возможно при выезде на внешние объекты, организуя познавательные экскурсии. Важной задачей является дифференцированный подход к этой работе. Если к максимальному расширению контактов лиц с легкой и умеренной умственной отсталостью со здоровой средой вне стен интерната следует стремиться, то лиц с тяжелой умственной отсталостью более реально вовлекать в трудовые и досуговые мероприятия, поддерживая проявление активности в общении.

ГА.Процко и О.Г.Китина (1991) проводили эксперимент с группой старших школьников специальной школы с целью установления значения совместной деятельности для формирования межличностных отношений в коллективе. Использовалась организуемая педагогами подготовка и постановка учениками кукольных спектаклей со сказочными сюжетами. Воспитательное воздействие организуемой в эксперименте деятельности состояло в формировании у школьников представлений и знаний о ряде эталонов нравственных ценностей (трудолюбия, товарищества и др.) и об их значимости. Обращалось внимание на реальное проявление названных качеств. Оценка результатов формирования межличностных отношений в коллективе производилась по социометрическому статусу учащихся. Одновременно рассматривали его в соотношении с эмоциональной удовлетворенностью в общении, с одиночными суждениями учеников друг о друге, с характером самооценки.

В ходе изучения самооценки детей с умеренной умственной отсталостью было установлено, что они ставят себя обычно на 1-е место, на 2-е - своего товарища и на 3-е - взрослого человека. Это объясняется тем, что умственно отсталые дети лучше понимают друг друга, так как между ними возможно коллективное общение, между тем как осмыслить интеллектуальную жизнь взрослого человека они не могут. Вот почему в глазах таких детей их товарищ более умный, чем воспитатель (De-Yreeff E., 1927). В результате

проведения коррекционно-воспитательной работы у них появляется определенная оценка окружающих: считая себя обычно более умными по сравнению с товарищем, интеллектуальные возможности учителя они оценивают выше собственных (Маллер, Цикото, 1988).

В конце 80-х – начале 90-х годов интерес к проблеме обучения и воспитания умеренно и тяжело умственных отсталых детей значительно возрос, так как вопросы связанные с легко умственно отсталыми были в большей или в меньшей степени выяснены и, обратив внимание на тяжело умственно отсталых, установили, что они могут быть приобщены к трудовому обучению и обучены элементарным навыкам общения.

Нами предпринята попытка изучить развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Поскольку однократное обследование не позволяет объективно оценить уровень развития их коммуникативных навыков, то было проведено наблюдение в течение 1,5 лет в динамике процесса обучения у детей в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната и у молодых людей – в экспериментальных группах общения. Для развития навыков общения использовались программы, разработанные в Институте специальной педагогики и психологии (Л.М.Шипицынаи др., 1994, 1996, 1998; Л.М.Шипи-цына, 2000; Т. Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А.Нисневич, 2000).

Для оценки сформированности навыков общения применяли наблюдение, заполнение педагогами «Карты наблюдения», «Социограммы», психологические методики, адаптированные для данной категории лиц.