Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шипицына Л.М..doc
Скачиваний:
178
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
4.69 Mб
Скачать

3.3. Оценка родителями сформированное™ социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В проведенном обследовании участвовало 46 инвалидов с выраженным недоразвитием интеллекта в возрасте от 15 до 30 лет. Все они в разное время были признаны необучаемыми и к моменту обследования проживали либо дома с родителями, либо в психоневрологических интернатах, возвращаясь домой лишь на выходные дни.

Кроме выраженного недоразвития познавательных функций большинство из обследованных имели еще дополнительную симптоматику общесоматического, неврологического, психопатологического характера – в виде органического поражения центральной нервной системы, детского церебрального паралича, болезни Дауна, микроцефалии, эпилептического синдрома, недоразвития речи и пр. (см. главу 2.8).

На первом этане в обследовании принимали участие матери взрослых детей-инвалидов в возрасте от 33 до 64 лет. Больше половины матерей имели второго ребенка, как правило, младшего возраста и без признаков какой бы то ни было патологии психического развития.

Основной задачей исследования являлась оценка уровня сформированное™ социально-бытовой адаптации молодых инвалидов с ограниченными возможностями психического развития и соотнесения данных показателей с характеристиками их социально-эмоциональных проблем.

Психологическое обследование включало в себя непосредственную работу с испытуемыми и членами их семей. При первом знакомстве проводилась беседа по заранее составленному плану, включавшему разнообразные разделы: сфера возможностей и способностей, характер проявления основного заболевания, стиль семейного воспитания и межличностных отношений, социальная адаптированность, сфера интересов и структурирования времени, переживание родителями заболевания собственного ребенка, поведенческие трудности и личностные особенности, сексуальный опыт, осознание собственного неблагополучия и др. По большей мере в силу выраженного интеллектуального снижения, речевого недоразвития, поведенческих трудностей, быстрой утомляемости основное содержание беседы было получено в процессе интервьюирования родителей. По возможности дети тоже принимали участие в беседе.

Таблица 4 Общие демографические сведения обследованных семей

Состав семьи:

Полная – 80% Неполная – 20% Единственный ребенок в семье – 40% Имеют братьев / сестер – 60%

Средний возраст родителей

45,4 года

Образование родителей:

Высшее – 55% Среднее – 40% Незаконченное среднее – 5%

Занятость родителей:

Работают оба родителя – 55% Работает один из родителей – 35% Не работают – 10%

Общие демографические данные обследованных семей представлены в таблице 4.

Для исследования была использована шкала «Навыки, необходимые для социальной адаптации» (D. Horros and Williams, 1975), предполагающая оценку развитости наиболее простых бытовых навыков – гигиенических, самообслуживания, пользования бытовыми приборами, средствами транспорта и т.д. В модифицированном виде шкала представляет собой опросник из 45 пунктов (приложение 1.З.). Каждый положительный по содержанию ответ (т.е. ответ, фиксирующий наличие признака того или другого навыка) оценивался в 1 балл. Отсутствие признака соответственно в 0 баллов. Ответы, фиксирующие частичное присутствие признака оценивались в 0,5 балла. Таким образом, суммарная оценка по шкале социально-бытовых навыков могла варьировать у обследованных молодых инвалидов в пределах от 0 до 45 баллов.

Аналогичным образом был построен опросник, выявляющий уровень развития эмоционально-поведенческой адаптации, также состоящий из 45 пунктов (приложение 1.4.) При помощи первого опросника описывалась преимущественно сфера отношений «человек-предмет», при помощи второго – сфера «человек-человек».

Полученные индивидуальные показатели по каждой шкале относились к одному из трех уровней: от 0 до 15 баллов – низкий уровень; от 16 до 30 – средний уровень; от 31 до 45 – высокий уровень.

В процессе индивидуальной беседы психолога с матерью последовательно заполнялись обе шкалы.

Представленность указанных уровней по шкалам социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации воспроизведена в таблицах 5 и 6.

Таблица 5

Показатели представленности уровней социально-бытовой адаптации, %

Уровни адаптации

Низкий от 0 до 1 5 баллов

Средний от 16 до 30 баллов

Высокий от 3 1 до 45 баллов

3,0

28,0

69,0

Таблица 6

Показатели представленности уровней эмоционально-поведенческой адаптации, %

Уровни

Низкий от 0 до 15 баллов

Средний от 16 до 30 баллов

Высокий от 3 1 до 45 баллов

8,0

84,0

8,0

Как видно из представленных данных, больше половины обследованных нами молодых инвалидов было отнесено к высокому уровню социально-бытовой адаптации (69 %) и почти треть к среднему уровню (28 %) (табл. 5). Несколько иначе выглядит картина адаптации, представленной в таблице 6. Основная часть обследованных сосредоточена на среднем уровне (84 %). Низкий и высокий уровни представлены незначительно. В целом состояние социально-бытовой адаптации выглядит более благоприятно, чем состояние эмоционально-поведенческой сферы. Полученные результаты можно рассматривать как вполне адекватные, т.к. обе сферы были разбиты на простые и дробные элементы, оценить которые не представляло особого труда. Вместе с тем, это только один ракурс рассмотрения состояния сфер «человек – предмет» и «человек – человек». С самого начала исследования было обращено внимание на то, что, фиксируя наличие или отсутствие того или иного признака в исследуемых сферах родители прямо или косвенно придавали (или не придавали) значение этим признакам. Иначе говоря, в наборе признаков каждый из родителей выделял значимые (существенные) для данной сферы адаптации, которые с его точки зрения были ведущими и определяющими. Остальные признаки, независимо от того присутствовали они или отсутствовали, расценивались как второстепенные.

Таблица 7

Показатели представленное™ уровней социально-бытовой адаптации в условиях целостного оценивания, %

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

20,0

58,0

22,0

Таблица!

Показатели представленное™ уровней

эмоционально-поведенческой адаптации в условиях

целостного оценивания, %

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

22,0

39,0

39,0

Исходя из этого, мы решили несколько модифицировать процедуру исследования. Родителям предлагалось оценить обе сферы не поэлементно, как на первом этапе, а в целом, с использованием процедуры Дембо-Рубинштейна, т.е. поставить отметку на шкалах, обозначающих бытовую ориентированность от полной беспомощности до полной самостоятельности и эмоционально-поведенческих проблем: от беспроблемной и неконфликтной личности до конфликтной и неуживчивой. В этом случае, т.е. в случае целостного оценивания, критерием эффективности адаптации в изучаемых сферах для родителей выступало наличие или отсутствие только значимых для них признаков, которые ассоциировались со всей сферой адаптации.

Совершенно очевидно, что в этой ситуации должны были быть получены другие данные, трудно сопоставимые с первыми, ибо они представляют сферы адаптации уже в другом ракурсе. Полученные данные представлены в таблицах 7 и 8.

Как видно из таблиц (5-8) распределение по уровням в условиях выделения значимых признаков адаптации, а также их присутствия или отсутствия, выглядит несколько иначе, чем при поэлементном оценивании. Представленность уровней носит более равномерный характер. Пятая часть испытуемых отнесена родителями к низким уровням социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации. Вместе с тем средний и высокий уровни имеют достаточно высокую процентную представленность.

В процессе обработки мы попытались провести процедуру соотнесения уровневых показателей социально-бытовой и эмоционально-поведенческой сфер. Это соотнесение было проведено как по показателям поэлементного оценивания, так и целостного. Сочетание двух шкал в виде их ортогонального наложения позволяло построить некое семантическое пространство, где на пересечении показателей по каждой из двух шкал могло быть показано в виде точки место для каждого из наших испытуемых. Это место в пространстве характеризовалось сочетанием разных уровней социально-бытовой адаптации с разными уровнями (в нашем случае с тремя) социально-эмоциональной ориентации.

Построенное таким образом семантическое пространство имеет ряд секторов: первый из них охватывает центральную часть пространства, где расположены близкие к средним показатели по двум шкалам; правый верхний сектор характеризуется высокими показателями по указанным шкалам. Сектор справа снизу дает сочетание средне-высоких показателей по шкале эмоциональных проблем (т.е. хорошие результаты в эмоционально поведенческой сфере) с средне-низкими показателями в сфере социально-бытовой ориентированности. Сектор слева вверху связан с сочетанием низко-средних показателей по шкале эмоциональных проблем (т.е наличием поведенческих, эмоциональных затруднений) и с высокими и средними показателями по шкале бытовой ориентированности. И наконец, сектор слева внизу сочетает низко-средние показатели по двум шкалам.

Как видно на рис.7 основной массив испытуемых располагается в пространствах, характеризующихся высокими показателями в сфере бытовой ориентации в сочетании со средними показателями в области эмоционально-поведенческих проблем. Незначительное число испытуемых, располагаясь в других секторах семантического пространства, дают весьма большой разброс индивидуальных показателей. Таким образом, социально-эмоциональные проблемы выражены несколько сильнее, чем «бытовые». Это, вполне объяснимо. Сфера эмоций и общения по своей психологической структуре гораздо сложнее, чем сфера бытовых навыков. Кроме того, для большинства обследованных нами была характерна неблагоприятная ситуация, в которой проживают семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Это приводит к недоразвитию, а то и существенному распаду уже сформированных навыков социального поведения, способствует укреплению негативных защитных механизмов в виде панических реакций на появление в доме незнакомого человека, аутоагрессивности или ритуальных форм поведения.

эмоционально-поведенческие проблемы

О

3

г» ii <?•" • • л"

36 ,'" * it

ШЛО *' Ш1"т> я' *

**

i

« • f

« 2* '

"

<с 36

35 г

социально-бытовые навыки

0

Рис.7. Семантическое пространство навыков социально-бытовой

и эмоционально-поведенческой адаптации у молодых лиц

с нарушением интеллекта. Объяснение в тексте

Представленные результаты могут быть оценены как вполне объективные ибо оцениваемые родителями фрагменты поведения были весьма просты и представлены последовательно (поэлементно).

Вместе с тем, изменение в процедуре оценки изменяет результаты. После процедуры поэлементной оценки разных фрагментов «социального» и «бытового» поведения родителей по аналогии с процедурой «лесенки Дембо-Рубинщтейна» было заново воспроизведено семантическое пространство. На рис. 8 виден большой пространственный разброс по периферии секторов. Подобное несовпадение результатов оценивания одной и той же психологической реальности вряд ли всецело может быть объяснено только за счет изменения процедуры оценки. В большей степени вероятности подобное несовпадение скорее говорит в пользу неустойчивости и неполноты самой родительской оценки, ее недостаточности с точки зрения признака обобщенности.

Оценка родителей свидетельствует, что в сфере социально-бытовой ориентации чаще всего отмечались такие проблемные аспекты как пользование электрическими и бытовыми приборами, приготовление пищи, навыки письма, чтения и счета, ориентировка в денежных средствах, самостоятельность передвижения за пределами квартиры и возможность оставаться дома одному.

т 36 f

Л"

го

эмоционально-поведенческие проблемы

О

-ts

36

О

социально-бытовые навыки

Рис. 8. Семантическое пространство обследования молодых людей

с нарушением интеллекта с использованием методики Дембо-Рубинштейна. Объяснение в тексте

Проблемными зонами в сфере эмоционально-поведенческой адаптации чаще всего выступали эмоциональные вспышки, упрямство, неуверенность при посещении незнакомых мест и при посторонних, сниженное проявление стыдливости, пререкание с родителями и др.

Важным является то, что трудности в социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации, как и в целом их уровень, не могут быть прямо сопоставлены и не зависят от выраженности нарушения психического развития и дополнительных симптомов.