Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АТЛАС МК2.docx
Скачиваний:
194
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
18.41 Mб
Скачать

2.8. Социальный результат

По утверждению узбекских чиновников, решение закрыть границу было продиктовано соображениями безопасности, однако жители южного Кыргызстана выражают недовольство, говоря, что закрытая граница мешает торговле, не дает владельцам хозяйств доставлять продукцию на рынки и еще больше углубляет ощущение изолированности этой удаленной местности. "Люди устали от бесчисленных КПП и проверок. Закрытая на протяжении почти года граница сделала ситуацию для простых людей просто невыносимой", – говорит один житель Оша. По словам президента бишкекской Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергея Пономарева, решение Ташкента закрыть участок кыргызско-узбекской границы привело к 90-процентному сокращению официального товарооборота между двумя странами.

3. Стратегии поведения сторон

Узбекистан и Кыргызстан сошлись в остром военно-политическом противостоянии в многонациональной Ферганской долине, ведя сражение за границы и изолированные эксклавы. [7] Перекрытые дороги, межнациональная напряженность и обстановка небезопасности привели к дефициту продуктов питания и ГСМ, которые испытывают тысячи сельских жителей региона. 21 января один из представителей мэрии Соха твердо заявил, что никакого дефицита с продовольствием не наблюдается, но обсуждать сложившуюся ситуацию отказался. Ферганская долина представляет собой шахматную доску, состоящую из анклавов, эксклавов и неделимированных участков границы, ведущих свое существование еще с советских времен, когда все три республики – Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан – входили в состав СССР. Власти в столице Узбекистана Ташкенте публично практически никак не комментируют создавшуюся ситуацию. Правда, по словам источников в Узбекистане, это молчание не следует путать с пассивностью. По словам одного узбекского дипломата высокого ранга, беседовавшего с EurasiaNet.org на условии анонимности по соображениям протокола, президент Ислам Каримов решительно выступает против военной акции, опасаясь, что локальный пограничный военный конфликт может дестабилизировать регион в целом. Тот факт, что Кыргызстан является членом возглавляемого Россией оборонного альянса ОДКБ, из состава которого Узбекистан недавно вышел, играет в соображениях Каримова и его сторонящихся интервенции союзников значительную роль, отмечает дипломат. Договор предписывает государствам-членам ОДКБ оказать Кыргызстану помощь в случае агрессии извне. Закрытие Ташкентом пограничных КПП можно рассматривать как одну из переговорных тактик, полагает ташкентский журналист, а еще всегда можно отключить газ: «Будьте уверены, если кыргызская сторона откажется идти на компромисс, Каримов найдет способ заставить Кыргызстан дорого заплатить за свое унижение».

4. Позитивное воздействие международного конфликта

Приграничные торговля и другие отношения очень тесным образом связывают сотни тысяч кыргызстанцев живущих в районах, граничащих с Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном. Степень социальных, культурных, экономических, политических связей различна с разными странами. Тенденция развития некоторых связей сама по себе предполагает их укрепление. Есть, конечно, и сложности, которые связаны с приграничным режимом, регулированием потоков трудовой миграции, членством в Таможенном союзе. К примеру, существуют сложности с делимитацией и демаркацией границ с Узбекистаном и Таджикистаном. Они и объективны, и субъективны. Самым же большим отрицательным моментом в рассматриваемом случае представляется закрытый характер обсуждения тех или иных вопросов двустороннего сотрудничества. При таком формате, во-первых, зачастую сложно прийти к компромиссным решениям, поскольку нет ощущений хотя бы мало-мальского воздействия общественного мнения. А, во-вторых, как правило, по завершению соответствующих переговоров стремительно появляются и распространяются зачастую сомнительные и излишне обостренные сведения и оценки. Закрытость также проявляется в отказе обсуждать и решать актуальные вопросы межгосударственного взаимодействия на многостороннем уровне. Тот же Узбекистан, к примеру, не присоединился к участникам созданного в августе 2011 года Центрально-Азиатского Центра по реагированию на чрезвычайные ситуации и снижению риска бедствий.