Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АТЛАС МК2.docx
Скачиваний:
193
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
18.41 Mб
Скачать

3.2. Стратегия поведения сторон в конфликте

Данный конфликт характеризуется тем, что в начальной фазе конфликта присутствовало подавление интересов обеих сторон, но затем за последнее десятилетие применялись и применяются более менее конструктивные решения. В целом, курдское движение в Турции можно разделить на три этапа. Первый — с 1923 года по конец 1960-х годов — был отмечен стихийно борьбой, слабо организованными восстаниями, которые подавлялись турецкой армией. Второй этап борьбы за свободу начался в 1960-х годах, когда турецкие курды поддержали иракских курдов, начавших вооруженную борьбу под предводительством Барзани, Мустафы Барзани. В 1960 году около 1970 турецких курдов приняли участие в вооруженных действиях, помогая иракским курдам. Турция заблокировала границу с Ираком. В Восточной Анатолии провели ряд карательных операций, после которых курдские группировки были уничтожены или рассеяны. В 70-е годы сепаратистские настроения продолжали прогрессировать и многие курды стали обращаться к марксистской-ленинской идеологии. Так была образована оппозиционная партия Рабочая партия Курдистана (РПК), которая впоследствии была признана террористической Европейским союзом, НАТО и США. По данным на 1984 год, членов партии насчитывалось 58,000 человек. В некоторых поселениях происходили вооружённые конфликты между боевиками РПК и военными силами Турции. Здесь видно, что присутствует стратегия подавления, и никаких изменения позиций сторон. Также ни одна сторона не заинтересована уклоняться от конфликта, потому что для Турции важно сохранить свое государственное устройство, в противоположность этому курды же желают отделиться и создать свое собственное государство – «Великий Курдистан», объединив курдов не только с Турции, но и Ирана, Ирака и Сирии. Некоторые изменения происходят после захвата американскими и израильскими спецслужбами лидера этой организации РПК Абдуллы Оджалана в Кении (15 февраля 1999 года). С 1999 года РПК выдвинула требования, близкие и понятные основной массе курдского населения, а именно: предоставление автономии, сохранение национальной самобытности, практическое уравнивание курдов в правах с турками, открытие национальных школ и введение теле– и радиовещания на курдском языке.  Можно сказать, что сторона курдов идет на встречу сотрудничеству. Так в Турции в апреля 2013 года начался мирный между борцами прав курдов и властью. Обе стороны диалога заинтересованы в дипломатическом решении этого вопроса. Весной 2014 года предстоят президентские выборы, и решение курдской проблемы дипломатическим путем станет бесспорным весомым козырем в руках турецкого лидера Тайип Реджеп Эрдогана.

3.3. Позитивное воздействие конфликта

Можно увидеть позитивные стороны только когда пришло Правительство Партии справедливости и развития (ПСР), пришедшее к власти осенью 2002 г. под лозунгом вступления Турции в Евросоюз, отменило особый режим чрезвычайного положения в курдских районах, приняло специальные постановления, гарантирующие защиту от пыток при допросах, сняло ограничения на свободу слова и собраний. Уступки, на которые пошло правительство, явно выглядели несущественными на фоне выгод от перспективы вступления Турции в ЕС. Эти меры не только положили конец систематическому нарушению прав человека в курдских районах и свели к минимуму иски против турецкого правительства в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, но и способствовали укреплению позиций правительства ПСР внутри страны, прежде всего по отношению к военной элите, долгие годы считавшей себя главным субъектом политического процесса.

За первый пятилетний срок пребывания у власти ПСР инициировала ряд административно-правовых преобразований, в результате которых курды получили не только гарантии защиты базовых гражданских прав, но и возможности легального использования родного языка в повседневной жизни. Последнее также соотносилось с требованиями, предъявляемыми к претендентам на членство в ЕС. И именно этот критерий – «уважение и защита национальных меньшинств» – вселял в турецких курдов надежду на успешное продолжение своей борьбы с турецким правительством. 17 июля 2011 союз курдских неправительственных организаций «Конгресс демократического общества» объявил о создании курдской автономии в составе Турции [9].