Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АТЛАС МК2.docx
Скачиваний:
193
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
18.41 Mб
Скачать

Раздел 5. Негативные воздействия

Три года «арабской весны» не дают оснований для оптимизма. Более или менее мирная и удачная трансформация власти прошла только в Тунисе. Египет, к которому в начале 2011 года были прикованы взгляды всего мира, совершил полный круг превращений и вернулся к временам мубараковской автократии, только в несравненно худших экономических и политических условиях. Если в последние годы правления Мубарака в стране наблюдался экономический подъём, то сейчас Египет превратился в государство-банкрота: наблюдается развал промышленности, кризис в сфере туризма, жесточайший бюджетный дефицит и раскол общества после годового провального правления «Братьев-мусульман».

Ливия, раздираемая межплеменными столкновениями, больше не является полноценным государством. Скорее, она представляет собой конгломерат соперничающих племён, кланов и бандформирований. Если вспомнить события 2011 года, как минимум два факта вызывают сейчас усмешку. Предлогом для агрессии стран НАТО против суверенного ливийского государства стал расстрел мирной демонстрации в Бенгази (количество жертв на Западе было явно преувеличено). Летом 2013 года исламский батальон Мисураты также стрелял по демонстрантам в Бенгази, только никакой реакции на Западе это вопиющее нарушение прав человека не вызвало.

Сирия, некогда цветущая страна, наполовину разрушена. Ситуация здесь зашла в тупик. Ни правительство, ни вооружённая оппозиция не способны одержать военную победу, но ни одна из политических сил страны при этом не готова к компромиссу. Сирийский конфликт подобно гражданской войне в Ливане, которая длилась с 1975 по 1990 год, грозит стать хроническим и затяжным. Вероятнее всего, он распространится и на соседние страны: Ирак, Ливан, Иорданию и Турцию. Но самое страшное заключается в том, что события «арабской весны» резко углубили противоречия между светскими силами и исламистами, а также между суннитами и шиитами. [6] Остаётся добавить несколько слов о позиции внешних игроков. Соединённые Штаты несут немалую долю ответственности за то, что происходит сейчас в регионе. Именно Вашингтон поддерживал авторитарные диктатуры (например, того же Мубарака). Именно американцы в 2003 году под надуманным предлогом разрушили Ирак, разбудив демонов религиозной нетерпимости. Тем не менее, в ближайшие десять-пятнадцать лет Ближний Восток, похоже, отойдёт на второй план в американской повестке дня. Причина в том, что в последнее время обостряется стратегическое противоборство США и Китая и центр тяжести в политике Вашингтона переносится в тихоокеанский регион. Поэтому, заключив «большую сделку» с Ираном, американцы, по выражению председателя Исламского комитета в России Гейдара Джемаля, оставляют это государство один на один с ненавистью суннитской улицы. Суннитско-шиитский конфликт, по мысли американских стратегов, должен отвлечь радикальных исламистов от выпадов против Запада и надолго предотвратить образование независимого центра силы в арабском мире.

Раздел 6. Позитивное воздействие конфликта

Конечно, возможен и позитивный перелом. Основанием для оптимизма является тот факт, что «Аль-Каида» и подобные ей организации не имеют будущего. У них нет ни идеологии, ни внятной политической программы, а воля к смерти не сможет в течение долгого времени вдохновлять их сторонников. В арабском мире, безусловно, есть пассионарная молодёжь, которая давно стремится выйти из-под влияния религиозных экстремистов. Новая доктрина, которая сможет объединить молодых пассионариев, будет, по мнению оптимистов, сочетать в себе черты гуманистического ислама и обновлённого арабского социализма. Ещё одним условием возрождения арабского мира является образование оси Каир–Дамаск–Багдад, которая должна возвратить исконное значение трём традиционным центрам силы в регионе. Если это произойдёт, то в течение ближайших десяти-пятнадцати лет мы станем свидетелями возрождения «великого Ближнего Востока». [7]

Заключение

Однако лозунги среди арабского населения о свободе и демократии не означают западное понимание свободы и демократии. Для подавляющего большинства мусульман свобода протестующих связана со свободой от тирании, а не свободой от законов Ислама. Также и под демократией подразумеваются выборы, право выбрать правителя, а не законодательство.