Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Akter_i_mishen.doc
Скачиваний:
583
Добавлен:
06.02.2016
Размер:
1.76 Mб
Скачать

Другие причины «зажима»

Во время репетиций и спектаклей могут возникнуть самые разнооб­разные проблемы, отрицательно сказывающиеся на актерской игре. В репетиционном помещении может быть темно, или душно, или хо­лодно. В группе артистов может возникнуть напряженная атмосфера, режиссер может быть на ножах с автором пьесы. Все эти внешние проблемы, как правило, неподвластные актеру, могут затруднить иг­ру. Но данная книга не рассматривает подобные ситуационные за­труднения.

Когда что-то не ладится, важно провести грань между тем, что мы мо­жем изменить, и тем, что мы изменить не можем. Также, полезно рас­членять любую проблему на две составляющие - на то, что идет извне и с чем я ничего не могу поделать, и на то, что идет изнутри, что я мо­гу научиться контролировать.

Наша книга рассматривает только те проблемы, которые возникают из­нутри, в самом актере. Мы будем заниматься только теми проблемами, в рамках которых артис т может научиться что-то менять и делать выбор.

Старую пословицу «Не чини, если не сломалось» можно перефрази­ровать — «Если не сломалось, починить НЕ УДАСТСЯ». Так что если вы довольны своей игрой на сцене, не читайте дальше.

Карта актерской работы

Все серьезные проблемы в актерской игре взаимосвязаны, причем взаимосвязаны настолько, что они зачастую кажутся нам одним ог­ромным алмазом-проблемой. Какой-то демонический ювелир обрабо­тал этот алмаз, придав его форме несколько слепящих граней.

Невозможно охарактеризовать драгоценный камень, описывая его грани, — ведь каждая грань существует только в контексте ВСЕХ ос­тальных. Именно так, многое из того, что я говорю в этой книге, вста­нет на свои места, только когда вы дочитаете ее до конца.

Нам нужен очередной рабочий инструмент - карта, чтобы не натк­нуться на скалы. Как и все карты, это ложь — то есть ложь при попыт­ке рассказать нечто полезное. Карта московского метро ничем не на­поминает Москву, но она пригодится, если вы заблудитесь на станции метро Тверская. Если вы попытаетесь дойти до цели вашего путеше­ствия пешком, от той же самой карты не будет никакого толка.

Работу актера, грубо говоря, можно разделить на две части - репети­ции и спектакль. Более спорным образом можно разделить человече­ский разум на сознание и подсознание.

У репетиций и подсознания есть нечто общее.

И то, и другое обычно невидимо. И то, и другое чрезвычайно важно. Репетиции и подсознание составляют, так или иначе, четыре пятых айсберга.

Спектакль и сознание видимы - эго верхушка айсберга. Любой может увидеть верхушку айсберга, но для того, чтобы поверить в существо­вание остальных четырех пятых, требуется определенная мудрость.

О том, чего не видишь, можно только догадываться.

Спектакль + репетиции = актерская работа. Сознание + подсознание = человеческий дух. А четыре пятых под водой + верхушка = весь айс­берг.

Видимое и невидимое

Сейчас мы введем очередное разделение, лишь относительно схожее с вышеприведенным. Мы разделим актерскую работу на видимую и невидимую, а сознание его персонажа - на видимое и невидимое со­знание. Актеры всегда, сознательно или бессознательно, работают в соответствии с этим разделением - это просто новая карта хорошо знакомой местности. Хотя далее мы больше привыкнем использовать эту «карту метро», остановимся пока на двух отдельных «станциях».

  1. Все исследования и размышления актера - это часть невидимой ра боты; спектакль - часть видимой работы.

  2. Зритель не должен видеть невидимую работу.

  3. Во время репетиции актер должен видеть как видиму ю, так и неви димую работу.

  4. Во время спектакля актер не должен видеть невидимую работу.

  5. Репетиции состоят из невидимой работы и отрывков видимой работы.

  6. Спектакль состоит только из видимой работы.

  7. Персонаж не видит своего невидимого сознания. Зритель может чув ствоватъ невидимое сознание персонажа.

По мере чтения книги мы будем относить разные участки рабо­ты к разным ее категориям.

А сейчас мы будем работать от хвоста к голове. То есть пойдем от конца к началу. Начнем с описания проблем в области видимой работы. Отложим детальное обсуждение подготовительных этапов работы.

Конечно, подготовка предшествует спектаклю. То есть поэтапный план работы должен начинаться с начала репетиций, или даже рань­ше. Но наша книга - это не поэтапный план работы.

Мы начнем с проблем, которые мешают артисту непосредственно в момент игры, и будем идти от конца к началу.