Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Akter_i_mishen.doc
Скачиваний:
582
Добавлен:
06.02.2016
Размер:
1.76 Mб
Скачать

Узнавание

Узнавание — это очень полезный инструмент для артиста. Перед тем, как надеть маску, артист обычно видит ее. Артист сначала видит мас­ку, а затем уже ее надевает. На самом деле, надеть маску, совершенно не видя ее, практически невозможно, и даже если это нам удается, мы затем видим отражение нашей новой идентичности в зеркале.

Сила маски заключена именно в способности артиста узнать ее. Если артист не узнает ее, маска останется мертвой. Маска сраба­тывает как спусковой крючок, активизируя определенную скры­тую часть личности артиста. Артист может и не знать, что у его личности есть такая сторона. Но так или иначе происходит узна­вание, и артист оказывается способен к преображению.

Кстественно, имеется в виду заметное преображение, так как ар­тист только что заменил одну «персону» другой.

Когда артист играет образ, он просто перестает на некоторое время играть самого себя.

Маска и ответственность

Иногда мы предпочитаем рассматривать силу маски как нечто злове­щее, вместо того, чтобы согласиться, что в нас живет несколько раз­ных потенциальных персон. Трудно признаться своей идентичности, что внутри нас живет бесчисленное количество людей, которых мы могли бы сыграть вместо той персоны, что мы согласились играть по жизни. Некоторые из бесконечного количества персонажей, кото­рых мы могли бы сыграть, нам, возможно, совсем не нравятся.

Очень опасно было бы заявить нашей идентичности, с которой у нас, что ни говори, самые собственические отношения: «А ты в курсе, что я могу изменить тебе? И не просто с одной-единственной другой идентичностью? Я могу выбирать из тысячи». Актер не изменяет сво­ей идентичности. Он просто живет с ней в современном открытом браке. И интрижка на одну ночь с другой идентичностью не ставит су­ществующие отношения под угрозу.

Но мы не должны слишком пугаться. Мы сами выбираем, какие роли нам играть. В этом вопросе даже самые безалаберные из нас крайне разборчивы. Иногда выбор оказывается более удачным, иногда — ме­нее, но нам доступны абсолютно все роли. Наш актерский репертуар гораздо шире, чем мы привыкли думать. Мы все — более талантливые актеры, чем нам хотелось бы.

Маска и проекция

Очень часто мы узнаем что-то, не осознавая того. Например, мы ненавидим других людей только потому, что ненавидим самих се- бя, но часто не помним этого.

В пылу момента трудно вспомнить, что ненависть к другому возника­ет тогда, когда мы узнаем в нем презренную часть себя и в мгновение ока проникаемся ненавистью к этому человеку, чтобы взвалить на не­го бремя собственного стыда.

Поэтому мы часто удивляемся тому, что маска может заставить нас сде­лать. Маска отнюдь не заставляет нас ничего что-либо, не больше чем красная кнопка заставляет Президента сбросить бомбу. Часть невиди­мого сознания актера узнает что-то в маске и использует ее, чтобы от­крыть потайной ящичек, где была заперта определенная «персона».

В доказательство независимой силы маски часто замечают, что самые разные люди становятся удивительно похожи, надевая одну и ту же ма­ску. Это свидетельствует лишь о том, что внутри нас скрыт одинако­вый потенциал разнообразных «персон». В каждом из нас таится бес­конечное количество разных «персон», а все бесконечности равны.

Подведем итог: вы играете персонаж. Персонаж делится на две части — та часть, которую сам персонаж видит, и та часть, которую сам пер­сонаж не видит. На сцене артист может сыграть только первую часть, но вторая необходима ему для подготовительной работы.

Невидимая работа — странная штука, так как артисту необходимо проделать ее (в любой форме), а затем забыть о ней. Видимая работа не должна быть засорена ни одной частицей невидимой работы.