Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Akter_i_mishen.doc
Скачиваний:
582
Добавлен:
06.02.2016
Размер:
1.76 Mб
Скачать

Анестезия и подчинение

Анастезия притупляет наши чувства и скрывает от нас природу ве­щей. Анестезия может помочь рабству казаться властью. Цивили­зация способна и на хорошее, и на плохое, она вырабатывает ане­стетики полезные и анестетики крайне опасные. Театр идет рука об руку с цивилизацией и отражает ее суть.

Цивилизации тяжело примириться с фактом существования непод­чинения. Но нам необходимо быть способными на неподчинение, это та составляющая человека, с которой цивилизации никогда не удавалось полностью справиться. Оптимальным оказалось peiueiшг использовать анестезию и представить проявления подчинения ка и их полную противоположность: например, представить рабство чем- то революционным или неоднозначным.

Неподчинение часто прикрывается маской подчинения, и наобо! рот. Например, вводя иглу с героином в тело, наркоман совершает всепоглощающий акт подчинения. И хотя театр обожает кричать о своей независимости и неподчинении правилам общества, во всем этом, как в ритуале с пущенным по кругу шприцем, проглядывает ужас выделиться неподчинением. Цена, которую мы платим за пу­щенную по кругу иглу, нередко оказывается несоизмеримо высокой.

Актерская игра и подчинение

Пьесы часто пишутся о людях, которые не подчиняются правилам. Ире стоит подумать, в чем причина истинного неподчинения Джулы етты. Интересно, что Шекспир был одержим идеей неподчинении дочери отцу. Неподчинение отцу является движущей силой многих его пьес. То же самое движет Эдипом, Гемоном. Родриго в «Сиде» пм тается изо всех сил не подчиниться отцу, но ему это не удается. Треп- лев бьется в тисках между подчинением и неподчинением Аркади ной. Евангелие выстроено вокруг темы неподчинения родителям, за исключением сцены в Хане, когда Иисус, вопреки доводам собствен­ного рассудка, поддается на уговоры матери и доводит до ума продо­вольственные поставки.

Итак, размышления о природе неподчинения Джульетты помогу'1 Ире увидеть мир ее глазами. Но сначала Ира должна понять, какие правила подчинения Джульетта нарушает. Социальные, сексуальные, религиозные, политические, домашние или личностные? Прежде чем тратить часы и дни на захватывающие дебаты в репетиционном помещении, неплохо бы конкретизировать эти обобщения. Она при чиняет боль отцу? Она причиняет боль матери? В чем здесь разница? Вероятно, Джульетта узнает много нового о себе и своих родителях, отвечая на эти вопросы в ходе пьесы.

Чем больше истории отношений она увидит в мишенях, тем быстрее ей удается расщепить их надвое и получить от них еще больше пользы.

Каковы ставки Джульетты, когда она бросает кресло своего отца с балкона? Стыд? Или чувство собственного достоинства?

Пусть Ира обнаружит, как двигается Джульетта, видя пространство так как его видит Джульетта — свод правил, которым можно подчиниться или не подчиниться. Смысл всегда лучше обнаруживать, чем навязывать.

Пространство всегда говорит «нет»

Пространство, в котором мы двигаемся, всегда противостоит нам. Сам воздух находится в конфликте с нашим телом. Чем сильнее мы концентрируемся, иными словами — теряемся внутри себя, тем меньше мы за­мечаем эти иногда незначительные противостояния. А именно они создают трение, трение же порождает огонь, тепло и свет. Ире важно провести Джульетту через максимальное количество этих противосто­янийи, так как Джульетту в прямом смысле слова сформировало ее пространство, подобно тому, как скала формируется под влиянием моря и ветра. Скала не решает сама, какую форму ей принять.

Ира не может внутренне преобразиться в Джульетту, но она может увидеть силы, пространства и противостояния, сформировавшие, вскормившие и обжегшие Джульетту. То есть все то, что диктует Джульетте, как двигаться.

Для артиста пространство не бывает пустым, оно всегда заряжено смыслом. Для артиста пространство не бывает нейтральным, иначе артист сам станет нейтральным и потеряет энергетический заряд.Хотя, опять-таки, нейтральность — это только теория.