Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ксе.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
2.78 Mб
Скачать

Раздел I. Научный метод

37

нического (а иногда и финансового) обеспечения. Мыс­ленный эксперимент такого обеспечения не требует.

В реальном эксперименте приходится считаться с ре­альными физическими и иными ограничениями его повз-дения, с невозможностью в ряде случаев устранить мешаю­щие ходу эксперимента воздействия извне, с искажением в силу указанных причин получаемых результатов. В этом плане мысленный эксперимент имеет явное преимущество перед экспериментом реальным. В мысленном эксперимен­те можно абстрагироваться от действия нежелательных фак­торов, проведя его в идеализированном, "чистом" виде.

В научном познании могут быть случаи, когда при ис­следовании некоторых явлений, ситуаций, проведение реальных экспериментов оказывается вообще невозможным. Этот пробел в познании может восполнить только мыслен­ный эксперимент.

Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Карно, Эйнштейна и других ученых, заложивших основы современного естествознания, свидетельствует о существен­ной роли мысленного эксперимента в формировании тео­ретических идей. История развития физики богата факта­ми использования мысленных экспериментов. Примером могут служить мысленные эксперименты Галилея, привед­шие к открытию закона инерции.

Реальные эксперименты, в которых невозможно устра­нить фактор трения, казалось бы, подтверждали господство­вавшую в течение тысячелетий концепцию Аристотеля, ут­верждавшую, что движущееся тело останавливается, если толкающая его сила прекращает свое действие. Такое ут­верждение основывалось на простой констатации фактов, наблюдаемых в реальных экспериментах (шар или тележка, получившие силовое воздействие, а затем катящиеся уже без него по горизонтальной поверхности, неизбежно замед­ляли свое движение и в конце концов останавливались). В этих экспериментах наблюдать равномерное непрекраща­ющееся движение по инерции было невозможно.

38

Концепции современного естествознания

Галилей, проделав мысленно указанные эксперименты с поэтапным идеализированием трущихся поверхностей и доведением до полного исключения из взаимодействия тре­ния, опроверг аристотелевскую точку зрения и сделал един­ственно правильный вывод. Этот вывод мог быть получен только с помощью мысленного эксперимента, обеспечив­шего возможность открытия фундаментального закона ме­ханики движения. "... Закон инерции, — писали А. Эйн­штейн и Л. Инфельд, — нельзя вывести непосредственно из эксперимента, его можно вывести умозрительно — мыш­лением, связанным с наблюдением. Этот эксперимент ни­когда нельзя выполнить в действительности, хотя он ведет к глубокому пониманию действительных экспериментов"'.

Результаты мысленных экспериментов могут ставить иногда серьезные проблемы перед наукой, разрешить кото­рые бывает не так-то легко. Интересным примером в этом плане яиляется мысленный эксперимент Максвелла, выз­вавший сенсацию в начале 70-х годов прошлого столетия. Этот мысленный эксперимент, описанный в его работе "Те­ория теплоты", ставил под сомнение второе начало термо­динамики. В своем мысленном эксперименте Максвелл допустил наличие особого существа — "демона", "... спо­собности которого настолько изощрены, что оно может сле­дить за каждой молекулой на её пути и в состоянии делать то, что в настоящее время для нас невозможно". "Предпо­ложим, — писал Максвелл, — что имеется сосуд, разде­ленный на две части А и В перегородкой с небольшим от­верстием, и что существо, которое может видеть отдельные молекулы, открывает и закрывает это отверстие так, чтобы дать возможность только более быстрым молекулам перейти из А в В и только более медленным перейти из В в А. Это существо, таким образом, без затраты работы повысит тем­пературу в В и понизит в А вопреки второму началу термо­динамики"2.

1 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1966. С. 16.

г Цит. по: Те плов Л. П. Очерки о кибернетике. М., 1963.

С. 24-25. : • ••••.,•<•••• - . ••-.- •••

f,- ; Раздел I. Научный метод

39

Сражение с "демоном" Максвелла заняло длительный период времени. Только в нашем столетии американские физики Сцилард, Димерс и Гейбор доказали, что второе начало термодинамики остается незыблемым и что никако­го "вечного двигателя", даже с помощью "демона", пост­роить нельзя. Они сумели спроектировать и рассчитать ма­шину-демона и убедились, что такая машина работать бу­дет, но требует питания внешней энергией. Причем затра­ты энергии на ее работу окажутся больше, чем выход энер­гии в результате ее деятельности. Поиск ответа на пробле­му, поставленную мысленным экспериментом Максвелла, был, несомненно, полезен и способствовал приращению научных знаний.

Мысленный эксперимент может иметь большую эврис­тическую ценность, помогая интерпретировать новое знание, полученное чисто математическим путем. Это подтвержда­ется многими примерами из истории науки. Одним из них является мысленный эксперимент В. Гейзенберга, направ­ленный на разъяснение соотношения неопределенности. "В этом мысленном эксперименте соотношение неопределенно­сти было найдено благодаря абстрагированию, разделивше­му целостную структуру электрона на две противоположнос­ти: волну и корпускулу. Тем самым совпадение результата мысленного эксперимента с результатом, достигнутым ма­тематическим путем, означало доказательство объективно существующей противоречивости электрона как цельного материального образования и дало возможность понять это классически"1.

Однако незнание некоторыми учеными материалисти­ческой диалектики помешало правильно понять этот вывод. В результате возникли многочисленные дискуссии по дан­ному вопросу, которые особенно бурно развернулись на Сольвеевских конгрессах 1927 и 1930 гг. В этих дискусси­ях, по свидетельству их участников, огромную роль играли идеализированные воображаемые эксперименты. В них,

' Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в позна­нии. М., 1971. С. 60. ji „ ,,, ; ... .,,, , , , ;

40

Концепции современного естествознания

писал Гейзенберг, "подобные парадоксы (противоречия между волновыми и корпускулярными представлениями. — Авт.) проступали особенно резко, и мы старались разгадать, какой ответ на такие эксперименты, возможно, дала бы природа"1. Эти мысленные эксперименты способствовали пониманию новых научных положений, помогали объяснить причины отказа от старых представлений.

Метод идеализации, оказывающийся весьма плодотвор­ным во многих случаях, имеет в то же время определенные ограничения. Развитие научного познания заставляет иног­да отказываться от принятых ранее идеализированных пред­ставлений. Так произошло, например, при создании Эйн­штейном специальной теории относительности, из которой были исключены ньютоновские идеализации "абсолютное пространство" и "абсолютное время". Кроме того, любая идеализация ограничена конкретной областью явлений и служит для решения только определенных проблем. Это хо­рошо видно хотя бы на примере вышеуказанной идеализа­ции "абсолютно черное тело".

Сама по себе идеализация, хотя и может быть плодо­творной и даже подводить к научному открытию, еще недо­статочна для того, чтобы сделать это открытие. Здесь опре­деляющую роль играют теоретические установки, из кото­рых исходит исследователь. Рассмотренная выше идеализа­ция паровой машины, удачно осуществленная Сади Кар-но, подвела его к открытию механического эквивалента теп­лоты, которого, однако, "... он не мог открыть и увидеть лишь потому, — отмечает Ф. Энгельс, — что верил в теп­лород. Это является также доказательством вреда ложных теорий"21.

Основное положительное значение идеализации как ме­тода научного познания заключается в том, что получаемые на ее основе теоретические построения позволяют затем эф­фективно исследовать реальные объекты и явления. Упро­щения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают

1 Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в позна­нии. М., 1971. С. 61.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 544.