Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданское право. Особенная часть_Белов В.А_Учебник_2004 -767с.doc
Скачиваний:
482
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
3.55 Mб
Скачать

§ 3. Соотношение «владения» с «правом владения» и «правомочием владения» (п. 1294-1296)

1294. Весьма заманчивым выглядит противопоставление владению как факту субъективного права владения, подобно тому, например, как собственности (вид экономических отношений) традиционно противопоставляется право собственности (одна из юридических форм реализации этих отношений). Под владением, в таком случае, следует понимать волевые действия лица, в которых проявляется его власть или господство над кем-то или чем-то, под правом владения — юридически обеспеченную и защищенную возможность совершения таких действий. Субъективное право владения существует, следовательно, до тех пор, пока существует само владение, подобно тому, например, как личные неимущественные права существуют все время, пока налицо охраняемые ими нематериальные блага (Анненков, Беккер, Варадинов, Гамбаров, Гирш, Иеринг, Коновалов, Ленц, Муромцев, Пухта и др.). Защита владения, таким образом, это всегда защита нарушенного субъективного права владения.

1295. Такой подход к вопросу был бы несколько упрощенным. Владение вещью — не самоцель, но всегда средство для извлечения из вещи ее потребительной и (или) меновой стоимости. Владение можно уподобить ключу от сокровищницы, или лестнице для срывания плодов с фруктовых деревьев (Иеринг): ни то, ни другое само по себе не использовать, но без ключа не получить доступа к сокровищам, а без лестницы не сорвать плодов. Возможность владеть вещью, следовательно, может составлять содержание одного из правомочий, входящего в состав субъективного права, но не может исчерпать его содержания. Правомочие владения может входить в субъективное право наряду еще хотя бы с одним правомочием на собственные действия, содержание которого объясняло бы, для чего за управомоченным признается возможность владения. Понятие «субъективное право владения» неизбежно оказывается пустым, не содержащим в себе ни одного элемента. 1296. Получается, что владение —это фактическое состояние, которое объективно не может быть облечено правопорядком в форму субъективного права владения (Барон, Васьковский, Виндшейд, Дернбург, Мейер, Ранда, Савинъи, Эртманн и др.). Оно приобретает либо юридическую форму одного из. правомочий более широкого по содержанию субъективного права, либо продолжает оставаться голым фактом (фактическое владение). Предметом юридической защиты, таким образом, может быть либо возможность (правомочие) владения, либо охраняемый законом интерес бывшего фактического владельца, возникший у него вследствие нарушения владения. Нарушенное правомочие владения защищается в рамках иска, направленного па защиту субъективного права, в состав которого это правомочие входит. Нарушенное же фактическое владение защищается посредством притязания, направленного на реализацию охраняемого законом интереса в восстановлении положения, существовавшего до нарушения владения (владельческого иска).

§ 4. Правомочие владения (п. 1297-1299)

1297. Почему возможность владения входит в состав далеко не каждого вещного права (см. п. 1283 Учебника)? Вспомним, что владение не составляет объекта самостоятельного интереса; оно лишь «ключ к сокровищнице». «Сокровищницей» же могут быть названы такие правомочия, которые позволяют извлечь из объекта права потребительную и (или) меновую стоимость. Потребительная стоимость вещей извлекается их использованием по целевому назначению (содержание правомочия пользования), меновая — изменением их юридической судьбы (содержание правомочия распоряжения). Если пользование и (или) распоряжение вещами возможно обеспечишь и без владения таковыми, то объективное право выбрасывает из состава субъективного вещного права правомочие владения, подобно тому, как содержимым незапертой «сокровищницы» можно воспользоваться и без ключа.

1298. С выпадением из своего состава правомочия владения субъективное право, по общему правилу, должно утратить свой вещный характер. Право арендатора, включающее возможности владения и пользования арендованным имуществом — вещное, а право арендатора, которое исчерпывается только возможностью пользования (абз. 1 ст. 606 ГК) — нет*. Исключение из этого правила касается только недвижимых вещей, т. е. таких вещей, постоянное и гласное фактическое господство над которыми, по общему правилу, невозможно (п. 1234-1236 Учебника), а потому заменяется регистрационным (юридическим) господством. С тем же успехом его можно и вовсе ничем не заменять, подвергнув государственной регистрации право пользования или сервитутное право. Отношение волевого непосредственного господства над недвижимой вещью, таким образом, не исчерпывается понятием владения.

* В первом случае арендатор забирает арендованную вещь (например, компьютер) к себе домой (получает во владение) и пользуется ею дома (пользование)-, во втором — в помещении арендодателя, скажем, в рабочем кабинете, или «Интернет-клубе»: арендованное имущество во владение арендатора не поступает.

1299. От случая выпадения из состава субъективного права правомочия владения нужно отличать ситуацию, при которой правомочие владения сохраняется, а само владение, его фактическая возможность, отпадает*. Правомочие владения — юридически защищенная возможность господства Над такой вещью —у собственника сохраняется. Охраняемый законом интерес в восстановлении этой возможности и будет защищаться собственником в случае нарушения кем-либо его права собственности на имущество, выбывшее из его фактического владения (например, сданного в аренду, или переданного для перевозки). Условием же превращения данной возможности в действительность является предварительное восстановление нарушенного владения. Иногда возможно установление отношения посредственного владения вещью, под которым понимается законное владение товарораспорядительным документом или иным символом вещного права на определенную вещь.

* Так происходит, например, в случае закрепления собственником своей вещи в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятия или учреждения, при передаче им вещи во владение залогодержателю, арендатору, доверительному управляющему, наконец, при утере или хищении вещи.

Соседние файлы в предмете Правоведение