Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Комментарий к УПК (Козак, Мизулина) от 2004 г.rtf
Скачиваний:
87
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
5.39 Mб
Скачать

Глава 3. Уголовное преследование

Статья 20. Виды уголовного преследования

1. Комментируемая статья является новой для УПК. Правда, некоторые из ее положений, касающиеся возбуждения УД по жалобе потерпевшего, содержались в УПК РСФСР, однако были разбросаны по разным статьям (ст. 27, 109, 468).

2. Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления. См. об этом комментарий к п. 55 ст. 5.

3. К стороне обвинения относятся: прокурор, а также следователь (дознаватель), начальник следственного отдела, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель (см. комментарий к п. 47 ст. 5). Все эти участники осуществляют уголовное преследование. Содержание уголовного преследования для каждого из указанных участников обусловлено видом обвинения и процессуальным статусом.

4. Часть 1 комментируемой статьи определяет виды уголовного преследования в зависимости от вида обвинения: 1) в порядке частного обвинения (пять составов преступлений); 2) в порядке частно-публичного обвинения (девять составов); 3) в порядке публичного обвинения (все остальные составы, т.е. абсолютное большинство). Вид обвинения обусловлен характером и тяжестью преступления.

5. К УД частного обвинения ч. 2 комментируемой статьи относит УД о преступлениях небольшой тяжести, предусмотренных ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), ч. 1 ст. 129 (клевета без отягчающих обстоятельств), 130 (оскорбление). Специфика уголовного преследования в порядке частного обвинения заключается в том, что уголовное преследование возбуждается не иначе как заявлением потерпевшего (его законного представителя) и подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым. См. комментарии к ст. 318, 319, 321. Потерпевший, осуществляя уголовное преследование в порядке частного обвинения, выдвигает и поддерживает обвинение, самостоятельно изобличая перед судом подсудимого в совершении в отношении него преступления. До удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора допускается примирение потерпевшего с подсудимым, что фактически означает отказ частного обвинителя от обвинения и, соответственно, от уголовного преследования.

6. К УД частно-публичного обвинения ч. 3 комментируемой статьи относит УД о преступлениях небольшой и средней тяжести, предусмотренных ч. 1 ст. 131 (изнасилование без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 132 (насильственные действия сексуального характера), ч. 1 ст. 136 (нарушение равноправия граждан), ч. 1 ст. 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), ч. 1 ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища), ст. 145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременных женщин или женщин, имеющих детей до трех лет), ч. 1 ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав), ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав). Специфика уголовного преследования в порядке частно-публичного обвинения заключается в том, что УД частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (его законного представителя), но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Моменты возбуждения УД и возбуждения уголовного преследования совпадают в случае возбуждения УД в отношении конкретного лица. В остальном содержание уголовного преследования по УД частно-публичного обвинения ничем не отличается от уголовного преследования по УД публичного обвинения.

7. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает изъятие из общих правил возбуждения УД частного и частно-публичного обвинения, а именно допускает возможность возбуждения таких УД и при отсутствии заявления потерпевшего. Это изъятие допускается, если потерпевший находится в зависимом состоянии от лица, совершившего преступление, или по иным причинам не способен самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. Под зависимым состоянием следует понимать личную, служебную и иную зависимость потерпевшего от лица, совершившего преступление, которая реально заставляет потерпевшего опасаться возможности наступления негативных последствий в случае подачи им заявления о преступлении. К иным причинам можно отнести болезнь, возраст, недееспособность потерпевшего и др. В отличие от УПК РСФСР УД частного и частно-публичного обвинения в этом случае вправе возбудить не только прокурор, но и следователь (дознаватель).

8. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает пределы применения публичного порядка уголовного преследования. О порядке возбуждения УД публичного обвинения см. комментарий к ст. 146.

Статья 21. Обязанность осуществления уголовного преследования

1. Комментируемая статья выражает публичный характер уголовного судопроизводства, в соответствии с которым обязанность осуществлять уголовное преследование, т.е. осуществлять процессуальную деятельность в целях изобличения обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, по абсолютному большинству УД возложена на государство в лице прокурора, следователя (дознавателя). Именно эти должностные лица ответственны за возбуждение уголовного преследования (УД), его ход и исход. Осуществляя уголовное преследование по УД публичного обвинения, указанные должностные лица защищают публичный интерес, используют публичные средства его защиты, исполняют возложенные на них обязанности представителей государственной власти. Публичный характер уголовного преследования выражается через императивные, повелительные, безусловно обязательные нормы УПК, регулирующие отношения государственных органов, должностных лиц и частных лиц, подчиняя волю участников уголовного судопроизводства достижению цели уголовного судопроизводства. См. комментарий к ст. 6.

2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий круг лиц, уполномоченных осуществлять уголовное преследование по УД публичного и частно-публичного обвинения. О процессуальных статусах прокурора, следователя (дознавателя) см. комментарии к ст. 37, 38, 41 соответственно.

3. Уголовное преследование - обязанность уполномоченных должностных лиц, осуществление которой не связано с волей частных лиц, выступающих на стороне обвинения (потерпевшего, гражданского истца, их представителей).

4. Часть 2 комментируемой статьи ориентирует представителей государственной власти на стороне обвинения к активной деятельности по установлению события преступления и изобличению лица, его совершившего, используя все предусмотренные УПК меры. В каждом случае обнаружения признаков преступления указанные должностные лица обязаны возбудить УД и провести расследование. См. комментарии к р. VII и VIII.

5. УПК существенным образом изменил характер уголовного судопроизводства от репрессивного к восстановительному. Если до разрешения судом уголовного конфликта лицо, совершившее преступление, восстановило нарушенные преступлением права и законные интересы потерпевшего (возмещен ущерб, заглажен причиненный вред), государство в лице прокурора, следователя (дознавателя) правомочно отказаться от уголовного преследования и разрешения уголовно-правового конфликта в судебном порядке. Основания отказа в возбуждении УД и прекращения уголовного преследования существенным образом расширены. См. комментарии к гл. 4.

6. Содержание публичного интереса, на котором основывается государственная обязанность осуществления уголовного преследования, не предусматривает привлечение лица к уголовной ответственности, если представленные суду доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение. В этом случае прокурор обязан отказаться от поддержания обвинения. В отличие от УПК РСФСР по новому УПК полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе СР влечет за собой прекращение УД или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части. См. комментарий к ст. 246.

7. Часть 4 комментируемой статьи возлагает обязанность на все учреждения, предприятия, организации, на всех должностных лиц и граждан исполнить требования, поручения и запросы прокурора, следователя (дознавателя), органа дознания в целях обеспечения исполнения ими публично-правовых обязанностей по изобличению лица, совершившего преступление. Данная норма выражает солидарность государственной власти, ответственной за уголовное преследование, и всех членов общества за достижение цели уголовного судопроизводства и, соответственно, солидарность в защите публичного интереса, выраженного через социальное назначение уголовного судопроизводства. См. комментарий к ст. 6.

Статья 22. Право потерпевшего на участие в уголовном преследовании

1. Новый УПК впервые закрепляет за потерпевшим право участия в уголовном преследовании по делам публичного и частно-публичного обвинения и право осуществления уголовного преследования по делам частного обвинения.

2. Осуществление уголовного преследования в порядке частного обвинения в полной мере зависит от волеизъявления потерпевшего и его представителя. Об осуществлении потерпевшим уголовного преследования в порядке частного обвинения см. комментарии к ст. 318, 319, 321. Следует иметь в виду, что с момента подачи потерпевшим заявления в суд в порядке частного обвинения он становится частным обвинителем. Выдвижение обвинения и его поддержание в суде в этом случае становятся его процессуальной обязанностью, отказ от которой или неявка без уважительных причин в суд влекут прекращение УД и (или) уголовного преследования (ч. 6 ст. 246, ч. 3 ст. 249). О частном обвинителе см. комментарий к ст. 43.

3. По УД частно-публичного и публичного обвинения потерпевший имеет право принять участие в уголовном преследовании на стороне обвинения совместно с представителями государства в лице прокурора, следователя (дознавателя), на которых возложена обязанность уголовного преследования по УД этих категорий.

4. Степень участия частных лиц на стороне обвинения определяется их собственным волеизъявлением и проявляется через реализацию или отказ от реализации правовых возможностей по защите их законного интереса. Являясь участником судопроизводства со стороны обвинения, потерпевший наделен правом требовать от представителей государства на стороне обвинения обеспечения доступа к правосудию путем раскрытия и расследования совершенного в отношении него преступления, обеспечения гражданского иска, безопасности в связи с участием на стороне обвинения.

5. Потерпевший имеет право знать о предъявленном обвинении. Он может принять участие в формировании обвинения по УД частно-публичного и публичного обвинения путем дачи показаний, представления доказательств, заявления ходатайств и отводов, участия в следственных действиях, обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц стороны обвинения и суда и др. О правах потерпевшего см. комментарий к ст. 42.

6. По УД частно-публичного и публичного обвинения волеизъявление потерпевшего не влияет на отказ прокурора от обвинения и, соответственно, прекращение уголовного преследования. УПК обязывает прокурора отказаться от поддержания обвинения только при одном основании: если в ходе СР государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, при этом он должен изложить суду мотивы отказа. См. комментарий к ст. 246. Мнение потерпевшего не учитывается, поскольку он не является субъектом доказывания и не наделен правом оценки доказательств с позиции их достаточности для обвинения. Суд, являясь субъектом доказывания, может оценить совокупность представленных суду доказательств с позиций достаточности после завершения судебного следствия и выступлений в прениях. Отказ обвинителя от обвинения не означает отказа от участия в прениях. Обвинитель обязан мотивировать свой отказ. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения, влекущий прекращение УД, равно как и изменение государственным обвинителем обвинения в сторону смягчения, должны быть мотивированы со ссылкой на предусмотренные законом основания, а вынесение судом решения, обусловленного соответствующей позицией государственного обвинителя, допустимо лишь по завершении исследования значимых для этого материалов УД и заслушивания мнений участников судебного заседания со стороны обвинения и защиты (см. пост. КС РФ от 8 декабря 2003 г. N 18-П).

Статья 23. Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации

1. В отличие от УПК РСФСР (ст. 271), в котором предусматривалась лишь возможность привлечения к уголовной ответственности лица, комментируемая статья определяет круг дел, возбуждаемых по заявлению руководителя коммерческой или иной организации или с его согласия. Отсюда следует, что если руководитель организации не желает воспользоваться указанным правом и при этом установлено, что вред причинен исключительно данной организации, то в возбуждении УД должно быть отказано на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.

2. К УД, возбуждаемым по заявлению руководителя коммерческой или иной организации или с его согласия, относятся УД о преступлениях против интересов службы в коммерческих или иных организациях (злоупотребление полномочиями, злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб, коммерческий подкуп).

3. К коммерческим организациям относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которые могут быть созданы в форме хозяйственного товарищества, общества или производственного кооператива (ч. 1 и 2 ст. 50 ГК). К "иным организациям" относятся некоммерческие организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ч. 1 и 3 ст. 50 ГК, ст. 2 ФЗ "О некоммерческих организациях").

4. Под "вредом исключительно организации" следует понимать вред, причиненный только такой деятельностью, которая осуществляется внутри самой организации. К такого рода деятельности может быть отнесена деятельность, которая связана с осуществлением управленческих функций вопреки интересам службы в коммерческих и иных организациях.

5. Правовой статус руководителя коммерческой или иной организации при решении вопроса о возбуждении УД должен быть подтвержден соответствующими документами.