Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник История России.doc
Скачиваний:
177
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
989.18 Кб
Скачать

Глава 15. Россия на рубеже XIX - хх вв.

1. Социальная структура общества

Процессы, происходившие в Российской империи на рубе­же веков, отличались крайней противоречивостью. Успехи экономики сочетались с отсталой системой государственного yправления и ограничениями свободы предпринимательства; рост вывоза хлеба - с глубоким кризисом огромной части крестьянских хозяйств, рост бюджета в значительной степени опирался на винную монополию и другие косвенные налоги, понимание необходимости реформ сталкивалось с консервативно-охранительным курсом. Внешнеполитические амбиции превосходили возможности армии и флота. Все это в своей совокупности приближало страну к буржуазной революции.

Россия начала ХХ в. была аграрно-индустриальной страной. Из 130 млн. человек около 75 % населения жило в сельской местности. Страна имела вторую в мире по протяженности железнодорожную сеть, 40 % которой было построено в 90-е г. В процесс раннекапиталистического развития все больше вовлекались огромные территории Сибири, Дальнего Востока, Кавказа и Средней Азии.

Противоречивость социально-экономической обстановки была обусловлена многонациональным характером страны, на территории которой проживало более ста народностей. Они отличались по типу цивилизации, исторической памяти, духовным традициям, исповедуемым религиям, уровню просвещения. Их вхождение в состав империи имело различные причины: добровольного присоединения до насильственного подчинения. В обстановке экономического развития закономерным становилось стремление регионов, все более склонявшихся к идее автономности («областничество» в Сибири, теория казачества как этноса и т.п.), к ослаблению своей мелочной зависимости от центральной власти. В национальных районах, естественно, это выступало в оболочке национальных движений, осознающих и формулирующих свои интересы и требования.

На эту сложнейшую проблему царизм ответил усилением великодержавной внутренней политики, т.н. «русификации»:

- стремлением покончить с автономией Финляндии,

- запрещени­ем преподавания на польском, украинском, прибалтийских язы­ках, - законодательным ограничением прав еврейского населе­ния («черта оседлости», означавшая право проживания лишь в 15 западных губерниях, «процентная норма» в учебных заведе­ниях и т.д.).

В свою очередь усиливалась радикальная оппози­ция царизму среди этих национальных групп.

В российском обществе сохранялось официальное деление на сословия.

Господствующим сословием оставалось дворян­ство. Его экономические позиции слабели; около 40 % дворян составляли помещики, но более половины из них принадлежа­ла к мелкопоместным. Часть дворян превратилась в мелких чиновников, простых хлебопашцев и даже пролетариев. Это во многом предопределило вовлечение дворян в различные поли­тические течения.

Другим привилегированным сословием яв­илось духовенство. К началу века оно насчитывало около 600 тыс. человек (в три раза меньше дворянства). Православ­ная Церковь занимала привилегированное положение по отно­шению к другим конфессиям. Сама же она была частью госу­дарственнoгo аппарата и управлялась обер-прокурором Синода. Это вело к постепенной утрате авторитета официальной Церкви и одновременно к возникновению либерально-обновленческого движения среди ее служителей.

Около 600 тыс. человек принад­лежали к купечеству и т.н. почетным гражданам. Это сословие было основой российской буржуазии. Их недовольство вызыва­лось отсутствием нормальных возможностей для правового воз­действия на процесс принятия политических и экономических решений.

Особую категорию составляло казачество, делившееся на 11 казачьих войск. В них входило около 3 млн. человек. Казаки, имевшие средний размер земельного надела в 10 раз больше крестьянского хозяйства Европейской России, были превращены правительством в часть военно-репрессивного аппapaтa. Обстановку в этих районах обостряло появление здесь так называемых «иногородних». Так называли выходцев из крестьян и других категорий неказачьего населения, которые после 1861 г. селились на территории казачьих войск. Эти люди покупали или арендовали землю, работали батраками, не имея пpaвa голоса в делах казачьего самоуправления.

Крестьяне являлись самым многочисленным сословием (около 77% населения), имевшим и общие черты, и существенные различия. Они были основным податным и наиболее бесправным сословием. До аг­рарной реформы 1906—1910 гг. они не могли свободно распоряжаться своими наделами и платили выкупные платежи, подвергались телес­ным наказаниям (до 1905 г.), на них не распространялся суд присяж­ных. Под влиянием капиталистической эволюции сельского хозяйства ускорилось социальное расслоение крестьян: 3% превратились в сель­скую буржуазию (их называли кулаками), около 15% стали зажиточ­ными. Они не только занимались сельским трудом, но и богатели за счет ростовщичества и мелкой торговли в деревне. Остальная масса вела полупатриархальное натуральное хозяйство и служила источни­ком наемной рабочей силы в деревне и городах. Несмотря на разницу в положении зажиточных и бедняков, все крестьяне боролись против помещичьего землевладения. Аграрно-крестьянский вопрос оставался наиболее острым в политической жизни страны.

Пролетариат, быстро выросший в результате индустриализации, к 1913 г. составлял около 19% населения. Он формировался за счет выходцев из беднейших слоев разных сословий (в основном мещан и крестьян). Условия труда и быта рабочих значительно отличались от западно-европейских и были крайне тяжелыми: самая низкая зара­ботная плата (21—37 рублей), самый продолжительный рабочий день (11—14 часов), плохие жилищные условия. На положении рабочих сказывалось отсутствие политических свобод. Экономические интере­сы рабочих фактически никто не защищал, так как до 1906 г. не было профессиональных союзов, а политические партии лишь ис­пользовали рабочее движение в своих целях. Кадровый пролетариат России вел упорную борьбу против капиталистической эксплуатации и самодержавного строя. Рабочий вопрос, включавший улучшение экономического и социального положения пролетариата, занимал важное место в политической жизни страны.

В условиях модернизации страны количественно увеличилась ин­теллигенция (ученые, писатели, юристы, врачи, художники, артисты и др.). Она пополнялась из всех сословий, не имела общих экономи­ческих и политических интересов. Представители интеллигенции чаще всего являлись идеологами других социальных групп, образо­вывая политические течения и партии, оппозиционные

самодержав­ному строю.