Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник История России.doc
Скачиваний:
177
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
989.18 Кб
Скачать

2. События Смуты.

Летом 1604 г. в местечке Глиняны на Украине под знамена претендента на российский престол стали собираться представители польско-литовс­кой шляхты со своими отрядами, многочисленные искатели приключений, авантюристы, простые люди, недовольные режимом Бориса Годунова. Однако это были, в основном, православные русские люди, поляков среди них было относительно немного.

В августе 1604 г. это четырехтысячное войско двинулось к Днепру. По доро­ге к нему присоединилось около двух тысяч запорож­ских казаков. Польский королевский двор в тот период придерживался пере­мирия с Россией и король Польши Сигизмунд III, понимая щекотливость ситуации и желая избавиться от порядком надоевшей ему шляхетской вольницы, авантюру не поддержал.

Для бояр претендент на престол представлял собой удобное орудие для свер­жения Годунова. Многие искренне верили, что это настоящий царевич Дмитрий Иванович.

Несмотря на разгром войск претендента на российский престол под Добрыничами, его трехмесячное сидение в Путивле, на службу к нему переходили московские воеводы и дворяне. Развязку ускорила внезапная смерть царя Бориса в апреле 1605 года.

20 июня 1605 г. названный Дмитрий, при широком скоплении народа, под звон колоколов, вступил в Москву. 30 июля он торжественно венчался на царствова­ние по всем правилам православного обряда. Таким образом, даже с точки зрения современников, человек, назвавшийся Дмитрием, становился вполне законным, легитимным русским царем. Причем в глазах огромного большинства народа он был «природным» государем, продолжателем старой династии, сыном Ивана Грозного.

Царь Дмитрий своим поведением и поступками во многом напоминал молодого Петра: такой же живой и непосредственный, быстро схватывающий суть дела, не чуравшийся физической работы. Новый правитель Московии охотно перенимал всевозможные европейские новшества и выделялся своей неординарностью. Все это выглядело крайне странным и непривычным в глазах чопорного и консервативного московского бо­ярства и духовенства.

Первой его идеей была организация в России системы образования. «Как только с Божьею помощью стану царем,— говорил он,— сейчас заведу школы, чтобы у меня во всем государстве выучились читать и писать. Заложу университет в Москве, стану посылать русских в чужие края, а к себе буду приглашать умных и знающих иностранцев, чтобы их примером побудить моих рус­ских учить своих детей всяким наукам и искусствам».

Войдя в Москву, названный Дмитрий заявил: «Есть два способа царствовать — милосердием или сурово­стью и казнями; я избрал первый способ; я дал Богу обет не проливать крови подданных и исполню его».

Вскоре после вступления Дмитрия в столицу был раскрыт заговор, во главе которого стояли князья Шуйские. Молодой царь передал это дело на рассмот­рение суда, составленного из лиц всех сословий. Соборный суд приговорил Василия Шуйского к смертной казни, а его братьев — к ссылке. Однако царь помило­вал Шуйского и заменил казнь ссылкой в Вятку. Вскоре, в честь своего восшествия на престол, Дмитрий возвратил Шуйского из ссылки, и вернул ему все приви­легии. Были реабилитированы также родственники Бориса Годунова.

В период правления Дмитрия многим вернули имения, отобранные Иваном Грозным. Служилым людям вдвое увеличили жалованье.

При разборе государственных дел Дмитрий опирался на Боярскую думу, которая превратилась в своего рода сенат. Здесь он также ввел важные новшества. При прежних царях высшее православное духовенство приглашалось в Боярскую думу в исключительных случаях. Дмитрий отвел патриарху и архиереям постоянные места в своем «сенате». Новый царь велел объявить, что сам будет два раза в неделю принимать челобитные на дворцовом крыль­це. По распоряжению молодого царя была введена свобода торговли для русских и иностранцев. Современники отмечали, что свобода тор­говли привела к тому, что в Москве все подешевело, и несостоя­тельным людям стали доступны такие предметы, какими раньше могли пользоваться только богатые и бояре. Англичане, современники тех событий, отмечали, что Дмитрий был первым государем в Европе, который сделал свое государство до такой степени свободным.

Молодой царь проявил здравый смысл и глубокое понимание проблем внешней политики. Будучи еще претендентом на престол, он обещал пе­редать польской короне Смоленские и Северские земли. Однако, став царем, он резко отказался от своего обещания. В феврале 1606 г., отвечая на запрос поляков по этому поводу, Дмитрий заявил, что это совершенно невозможно, поскольку Москва никогда не позволит этого сделать. Он также отказался от своего обещания королю Сигизмунду начать войну со Швецией. Небезынтересно отметить, что именно царю Дмитрию принадлежит приоритет в разработке планов покорения Крыма. Россия приступила к решению этой проблемы лишь через 80 лет.

Вскоре после приезда в Москву его невесты, Марины Мнишек, и их свадьбы московское боярство во главе с князем В.И.Шуйским, составили заговор против нового царя. 17 мая 1606 г. Дмитрий был убит.

Именно гибель венчаного на царство царя Дмитрия положила начало Смуте как широкому социальному движению и началу гражданской войны в России.

После событий 17 мая 1606 г. Россия осталась без царя. Утром 19 мая на Красной площади собрался на­род. Из толпы закричали, что царем должен быть В.И.Шуйский. Этим выкрикам никто не возразил, в результате Шуйский оказался «избран­ным» на царство.

Новый царь - Василий Шуйский - не имел опоры среди народа, опорой его власти была часть московского боярства, в руки которой после воцарения Шуйского фактически перешла власть в государстве.

Отсутствие опоры среди народа подрывало престиж нового царя и создавало атмосферу анархии и про­извола.

Чтобы заручиться поддержкой определенной части московской знати, царь Василий обещал все важнейшие дела решать только с ними. Однако присущие ему лживость и двуличие Шуйский незамедлительно проявил и на царском троне. Одних, искренне приверженных бывшему царю, он отправил в ссылку, у других были отняты поместья и вотчины. Такой поворот событий вызвал среди части боярства и дворянства сильную оппозицию новому монарху.

Подобное поведение нового царя еще больше усугубило ситуацию в стране. Российское общество утратило доверие к верховной власти, усомни­лись в возможности жить по правде. Смута в головах быстро переросла в социальную смуту, вскоре превратившуюся в мощный вал гражданской войны. Поэтому воцарение Шуйского можно считать поворотным пунктом в истории русской Смуты: с этого мо­мента она принимает общенародный характер.

В народе еще шире, чем прежде, распространялись слухи о якобы чудесном спасении Дмитрия. Они, как свидетельствуют современники, сделали положе­ние нового царя очень шатким. Противники Шуйско­го способствовали зарождению движения во главе с И.И.Болотниковым. Основу сил Болотникова составляли разного рода гулящие люди, разбойники, беглые холопы, буйное и хищное казачество. Восстание началось под лозунгом восстановления на троне чудесным образом спасшегося от боярского заговора царя Дмитрия.

В октябре 1606 г. отряды Болотникова осадили Москву. Бо­лотников и его ближайшее окружение выступали за пе­рераспределение имущества и подрыв государства. В декабре 1606 г. Болотников был разбит и отступил в Калугу. После некоторого «сидения» в этом городе отряды повстанцев сделали центром своего пребывания Тулу, где в июне 1607 г. они были осаждены царскими войсками. Окончательное поражение восставших произошло в октябре 1607 года. Сам Болотников попал в плен и через некоторое время был отправлен на север, в Каргополь, где его ослепили, а затем утопили. Казням и ссылке подверглись многие участники этого широкого соци­ального движения.

Важным фрагментом Смуты стали появление и действия самозванца, вошедшего в историю под име­нем Лжедмитрия II. В народе его метко окрестили «Ту­шинским вором». Кем он был в действительности — неизвестно. В то время как Шуйский воевал с отрядами Болотникова, Лжедмитрий II собирал всех недовольных под свои знамена в Стародубе. Под его началом собирались казаки, приходили со своими дружинами польские шляхтичи, несмотря на запрещение короля своим подданным вмешиваться в русские дела.

Вскоре войско самозванца остановилось лагерем в Тушине, неподалеку от Москвы. Тушино на время стало фактически второй столицей России. Оно превратилось в резиденцию «царя Дмитрия Ивановича». В Московии, таким образом, возникло политическое двоецентрие. При тушинском «царе» функционировали Боярская дума, в которой сидели и представители знатных боярских фамилий (князья Трубецкие и Сицкие, М.Салтыков и другие). Осенью 1608 г. в Тушине появляется свой «названный патриарх» — привезенный из Ростова митропо­лит Филарет (Федор Романов). Однако важнейшие военные и политические решения в Тушине принимали польско-литовские наемники.

Отряды Лжедмитрия II попытались блокировать столицу. Положение Василия Шуйского стало более чем трудным. Почти все Среднее и Нижнее Поволжье, Вологда, Псков и большинство мелких крепостей и сельские территории на западном пограничье призна­ли власть тушинского царя. Под властью Тушина оказалась огромная часть страны.

Понимая, что собственных сил для борьбы с самозванцем явно недостаточно, царь Василий в 1608 г. отправил своего племянника М.В.Скопина-Шуйского для переговоров со шведами о союзе. Помощь с их стороны была получена. Объединенный отряд под командованием Скопина-Шуйского и шведского генерала Делагарди, следуя из Новгорода, разбил войско тушинцев. Однако союз со Швецией имел для России скорее негативные последствия. Москва полу­чила помощь на условиях вечного союза против Польши. При этом Москва была вынуждена отказаться от Прибалтики. Следствием заключенного российско-шведского союза стал поход польско­го короля Сигизмунда III на нашу страну.

Таким образом, во второй половине 1609 года в России началась польско-литовская интервенция. Вмешательство иноземцев явилось новым существенным фактором, определившим дальней­шее направление событий в Московском государстве.

В сентябре 1609 г. польские войска осадили Смоленск. В то же время в Тушине разваливался лагерь са­мозванца. Часть поляков отправилась под Смоленск, к своему королю. Вскоре после катастрофического разгрома гетманом С. Жулкевским русских войск под Клушино судьба царя Василия была предрешена. 17 июля 1610 г. он был низведен с престола и насиль­ственно пострижен в монахи.

Власть в стране перешла к семи членам Боярской думы - «семибоярщине». В семерку входили князья Ф.И.Мстиславский, И.М.Воротынский, А.В.Трубецкой, А.В.Голицын, Б.М.Лыков, бояре И.Н.Романов и Ф.И.Шереметев.

Одним из первых решений нового правительства было постановление не избирать на трон представителей русских родов. Это решение не было спонтанным и неожиданным. Еще во времена правления царя Дмитрия князья Шуйские и Голицыны тайно просили польского короля посадить на московский престол его сына. По меркам того времени, в этом не было ничего странного и антипатриотического. В XVI в. те же поляки неодно­кратно предлагали Ивану Грозному и его сыну Федору встать во главе объединенной унии Московского госу­дарства и Речи Посполитой.

В августе 1610 г. представителями Боярской думы был заключен договор, признавший русским царем польского королевича Владислава. В Кремль были впущены польские войска. Польским комендантом столицы стал гетман С.Жулкевский. Господство и бесчинства поляков в столице и других местах России все более усиливали недовольство русских людей иностранным засильем.

В этой тяжелой обстановке в стране поднимались патриотические силы, которые взяли в свои руки дело освобождения ее от иностранных интервентов. Продолжал героически обороняться Смоленск. В Зарайске князь Д. М. Пожарский успешно отбивал нападения интервентов. До последнего человека сопротивлялись шведам жители Корелы. Из Москвы в начале 1611 г. стали рассылаться по городам грамоты с призывом создавать ополчения для борьбы с интервентами.