Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГП Алексеев.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
15.02.2015
Размер:
1.97 Mб
Скачать

II. Разноликость

1. Право — явление сложное, многогранное, по ряду харак- теристик даже противоречивое. Более того, право вообще вы- ступает в системе общественных отношений в различном виде, облике.

И дело не только в том, что существуют разнообразные на- циональные правовые системы, их семьи, в том числе — ук- рупненные (об этом речь пойдет в девятой главе книги). Право разнолико по существенным сторонам своей природы, сущнос- ти. И учет этой разноликости представляется весьма важным потому, что упомянутые «лики» права — тот вид, облик, в ко- тором оно выступает в данной системе общественных отноше- ний, — по-разному соотносятся с цивилизацией, ее развитием.

II. Разцоликость

71

Наиболее важно учитывать здесь:

а) уровень развития (развитости) права;

б) своеобразие права, определяемое взаимосвязью с различ- ными интересами — публичными и частными;

в) особенности права как институционного образования и как гуманитарного явления.

2. Необходимо с достаточной строгостью разграничивать не- развитое право и развитое право.

Неразвитое право — это те правовые системы, в которых не раскрылись, не развернулись свойства права как самостоя- тельного и «сильного» нормативного социального феномена, играющего свою особую роль в жизни общества. Такие нераз- витые правовые системы остаются в основном инструментом, придатком государственной власти, всецело зависимым от ее усмотрения. Поэтому, в какой-то степени упорядочивая общес- твенные отношения, они не в состоянии противостоять госу- дарственному произволу.

Развитое право — это правовые системы, в которых рас- крылись, развернулись свойства писаного права, и оно высту- пает в качестве самостоятельного и «сильного» нормативного социального феномена, способного противостоять любому про- изволу, в том числе и произволу государственной власти.

Рассматриваемая градация правовых систем, их деление на «развитые» и «неразвитые», в большой мере связана с этапа- ми развития общества, цивилизации. Во всяком случае на пер- вых фазах развития человеческого общества (в азиатских тео- кратических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые право- вые системы. Напротив, нынешняя фаза развития цивилиза- ции — формирование современного гражданского общества, как свидетельствует опыт развитых демократических стран, приводит к резкому возвышению права, к тому, что оно все более обретает «суверенную» силу, способную противостоять силе государственного произвола.

Однако зависимость уровня развитости права от этапов ис- тории общества не автоматическая, не абсолютная. Тем более если рассматривать эти фазы в самом общем виде (скажем, по неким «формациям»). Например, и в древнем мире, нередко относимом к «рабовладельческой формации», существовала развитая правовая система — римское частное право. В совре- менную же эпоху в странах, где господствуют авторитарные и

72

Глава третья

тем более тоталитарные режимы, мы встречаемся с неразви- тыми юридическими системами. Одной из таких систем, как мы увидим, была юридическая система советского общества.

3. Правовые системы обладают значительным своеобразием в зависимости от характера интересов, опосредуемых при по- мощи права. С этой точки зрения различаются две своеобраз- ные правовые сферы — публичное и частное право.

Принято считать, что право (в целом, по основным своим особенностям) представляет собой общеобязательный социаль- ный институт, отличающийся императивностью, строгой госу- дарственной обязательностью.

В этом подходе много верного. Право действительно харак- теризуется общеобязательной нормативностью, оно тесно свя- зано с государственной властью, в немалой степени зависит от нее.

И все же подобное представление сориентировано в основ- ном на одну правовую сферу — на публичное право. Это пра- вовая сфера, в основе которой — государственные интересы, «государственные дела», т.е. само устройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государствен- ной службы, уголовное преследование правонарушителей, уго- ловная и административная ответственность и т. д. — словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на нача- лах власти и подчинения, на принципах подчиненности, су- бординации. Сообразно этому для публичного права характер- ны императивные предписания и запреты, обращенные к под- чиненным, подвластным лицам; дозволения же, имеющие им- перативный характер, — прерогатива властвующих субъек- тов.

Но, как это ни покажется неожиданным, для права истори- чески исходной, первичной и вместе с тем перспективной яв- ляется другая правовая сфера — частное право.

Характеризуя частное право, необходимо .прежде всего от- метить, что оно напрямую не связано с государственной властью (во всяком случае не является ее продуктом и инструментом), а рождается спонтанно, в силу требований самой жизни, под ее напором в условиях перехода общества в эпоху цивилиза- ции. Весьма показательно, что те же факторы, которые опре- делили развитие общества при переходе к цивилизации (из- быточный продукт и вытекающая из него частная собствен-

II. Разноликость

73

ность; обособление отдельной, автономной личности), обусло- вили необходимость существования «горизонтальных» юриди- ческих отношений, которые бы строились на самостоятельнос- ти субъектов, на свободном определении ими условий своего поведения.

И вот тут важно отметить, что частное право — само по себе явление парадоксальное. Оно дает людям — отдельным граж- данам, их объединениям — возможность в определенном кру- ге отношений свободно поступать сообразно их интересам, их собственной воле, самостоятельно, самим определять условия своего поведения и т.д. При этом предполагается или прямо - декларируется, что применительно к отношениям такого рода государственная власть как бы остается в стороне, она не вправе произвольно вмешиваться в частно-правовые отношения. Здесь обитель и господство частных воль и частных интересов.

В то же самое время сами-то действия субъектов как част- ных лиц — договоры, односторонние акты собственника и т. д., совершаемые в этой сфере, приобретают самое настоящее, пол- ное юридическое значение. Государство, которое изначально как бы «изгнано» из данного круга отношений, теперь обязано — не парадокс ли? — признавать частноправовые отношения, защищать их всеми законными способами, реализовать при помощи всей системы своих принудительных органов и средств.

В частном праве, в отличие от публичного, господствуют «го- ризонтальные» отношения, основанные на юридическом равен- стве субъектов, координации их воли и интересов. Преиму- щественное положение в нем занимают не императивные пред- писания, не запреты, а юридические дозволения.

Так что деление права на публичное и частное — не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и правоотношения по наиболее крупным рубрикам. Тем более что в результате взаимодействия пуб- личного и частного права границы между ними не всегда явля- ются достаточно строгими (пример тому — трудовое право, семейное право). Публичное и частное право — качественно разные области правового регулирования, два разных «юри- ' дических мира».

С первых стадий цивилизации право (разумеется, со многи- ми различиями в разных странах) так и развивается в составе двух относительно самостоятельных сфер, по двум руслам — публичного и частного права. И поскольку в любом обществе

Глава третья

74

(понятно, в различном соотношении, в разных пропорциях) существуют государственные и частные интересы, то более или менее развитое право только и может существовать и разви- ваться при наличии двух соответствующих сфер — публично- го и частного права. Причем уровень «развитости» права, его «качество» во многом обусловлено тем, насколько развита каж- дая из указанных сфер. Недостатки в этом отношении и тем более умаление одной из сфер (например, частного права) при- водят, помимо всего другого, к деформации всей правовой сис- темы страны, к ее однобокости, ущербности.

Мы вновь вернемся к вопросам публичного и частного права под углом зрения структурированности права в главе седьмой.

4. Существенное значение при характеристике права, явно недооцененное наукой, имеют его особенности как писаного права, с одной стороны, а с другой — особенности права как гуманитарного явления.

Первое (особенности права как писаного феномена) в нема- лой мере является основой для понимания права, дает опор- ные точки для освещения всей суммы правовых явлений. Имен- но такой характер права раскрывает его своеобразие как нор- мативного институционного образования, делает возможным понимание его свойств, закономерностей; именно здесь истоки основополагающих правовых понятий, таких, в частности, как законность, правопорядок.

В то же время широко распространены и иные оценки пра- ва.

Например, немало сторонников в понимании права как яв- ления «свободы», при котором отделяются друг от друга и раз- водятся понятия «право» и «закон».

Нередко те и другие определения (писаное право и только что приведенные определения) трактуются как конкурирую- щие, взаимоисключающие, по принципу «или—или».

Между тем есть достаточные основания полагать, что в том и другом случае перед нами хоть и взаимосвязанные, но все же разные плоскости права как сложного, многогранного («мно- голикого») социального явления.

Такого рода подход является ключевым в данной книге. В последующем анализ права в основном и будет осуществлять- ся по двум указанным плоскостям.