Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Брашгинский договорное право 1 том.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
25.03.2023
Размер:
1.85 Mб
Скачать

Глава XII. Договоры, направленные

на создание правосубъектных образований (юридических лиц) редительный договор «подписывается сторонами». Специальный порядок заключения учредительного договора установлен в некото­рых законах, которые посвящены отдельным видам юридических лиц. Примером может служить Закон «О садоводческих, огородни­ческих и дачных некоммерческих объединениях граждан». В нем установлено, что проект учредительного договора местных или меж­районных ассоциаций (союзов) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений принимается общим собра­нием членов объединения и подписывается председателем правле­ния соответствующего объединения (ст. 9).

Права и обязанности сторон учредительного договора. Общие на этот счет указания содержатся, в частности, в ст. 67 ГК. В ней выде­лены права на участие в управлении делами соответствующего кол­лективного образования (товарищества или общества), на получе­ние информации о его деятельности и знакомство с бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке, а также на участие в распределении прибыли, получение на случай ликвидации хозяйственного товарищества или общества части имущества, оставшегося после расчетов с кре­диторами, или его стоимости. К обязанностям участников хозяйст­венного товарищества или общества отнесено внесение вкладов в порядке, размерах, способах и в сроки, предусмотренные учре­дительными документами, а также неразглашение конфиденциальной информации, относящейся к его деятельности. Участники могут иметь и иные права, предусмотренные ГК, законами о хозяйственных обще­ствах, учредительными документами товарищества или общества, а также нести иные обязанности, которые предусмотрены учреди­тельными документами. Речь идет о правах и обязанностях, отно­сящихся к обеим стадиям соответствующих договоров, т.е. до и по­сле внесения необходимых записей в Единый государственный ре­естр юридических лиц (именно вторая стадия должна быть признана создающей отношения корпоративного характера, учитывая, что как раз в них корпоративность образования получает наиболее полное проявление).

Особый круг прав и обязанностей предусмотрен для специальной категории участников — вкладчиков товарищества на вере. Этот круг в целом оказывается более узким по сравнению с тем, который уста­новлен для другой категории участников того же вида товариществ — полных товарищей. Речь идет прежде всего о праве на участие в управлении и ведении дел товарищества, которое в этом виде това-

риществ принадлежит только полным товарищам. Особенность со­ставляет также отсутствие у вкладчиков права оспаривать действия других участников по управлению и ведению дел товарищества. В обязанность вкладчиков не входит неразглашение конфиденци­альной информации о деятельности товарищества. При этом при­нимается в расчет, что подобная информация вкладчику вообще предоставляться не должна и соответственно он не может владеть ею. С неучастием вкладчиков в управлении товариществами связано и то, что определенная часть риска их деятельности переходит к полным товарищам. Это отчасти находит свое выражение в том, что при ликвидации товарищества на вере, в том числе и вследствие его банкротства, за вкладчиками признается преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из общего соста­ва имущества товарищества, которое осталось после того, как были удовлетворены требования его кредиторов (п. 2 ст. 86 ГК «Ликвида­ция товарищества на вере»).

Статья 67 ГК в ряде случаев содержит прямую отсылку к учреди­тельным документам, в которых должны конкретизироваться уста­новленным в ней образом соответствующие права и обязанности. Предусмотрена, например, необходимость указания в учредитель­ных документах хозяйственного товарищества или общества (если учредительными документами являются учредительный договор и устав, то по крайней мере в одном из них) порядка получения участ­никами информации о деятельности хозяйственного товарищества (общества), ознакомления с бухгалтерскими книгами и иной доку­ментацией, а равно о порядке, размере, способах и сроках внесения вкладов.

Отмеченные общие требования, имеющие в виду закрепление дополнительных прав и обязанностей участников в учредительных договорах хозяйственных товариществ и обществ, конкретизируют­ся в ст. 73 ГК («Обязанности участника полного товарищества»), ст. 85 ГК («Права и обязанности вкладчика товарищества на вере»), ст. 93 ГК («Переход доли в уставном капитале общества с ограни­ченной ответственностью к другому лицу») и др.

ГК и специальные законы предусматривают наряду с непремен­ными условиями учредительного договора и такие, которые содер­жатся в диспозитивных нормах. Применительно к полным товари­ществам имеется в виду установление порядка подсчета количества голосов участников (п. 2 ст. 71), а равно распределения прибыли и убытков (п. 1 ст. 74).

Основу учредительного договора составляют взаимные обяза­тельства его сторон, направленные в совокупности на создание юридического лица. В связи с возможным разрывом во времени между подписанием учредительного договора и регистрацией юри­дического лица необходимо обеспечение создания материальной базы для деятельности соответствующего образования. Имея это в виду, учредители обычно принимают на себя обязательство соеди­нить взносы для обеспечения совместной деятельности по созда­нию юридического лица. С этой целью предусмотрено, что сторо­ны, конкретизируя в учредительном договоре такого рода обязанно­сти, устанавливают в нем, когда, что и в каком объеме должно быть внесено в качестве подобного взноса. Что же касается правового ре­жима иного имущества в течение указанного времени (до регистра­ции юридического лица), речь может идти о близости его к тому, который установлен ст. 244—256 ГК гл. 16 («Общая собственность»). При этом вопрос о судьбе имущества, оставшегося после достиже­ния цели, о которой идет речь, решается соглашением учредителей (участников).

Применительно к внесению вкладов учредителями (участника­ми) в общее имущество юридического лица возникает вопрос о сро­ках исполнения соответствующей обязанности. Прямой ответ на него содержится в п. 2 ст. 73 ГК, относящемся к полному товарище­ству и к полным товарищам товариществ на вере, а также в п. 3 ст. 90 ГК, относящемся к обществу с ограниченной ответственностью. Так, на участника полного товарищества (полного товарища в това­риществе на вере) возлагается обязанность внести к моменту госу­дарственной регистрации не менее половины вклада в складочный капитал. Аналогичная обязанность возлагается и на учредителя (участника) в обществе с ограниченной (дополнительной) ответст­венностью.

Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 16) предусматривается обязанность учредителя внести вклад в уставный капитал в течение срока, который определен учредительным дого­вором, с тем, что не может такой срок превышать одного года, ис­числяемого с момента государственной регистрации. В то же время размер вклада каждого из учредителей должен быть не менее номи­нальной стоимости его доли. Обязанность внесения вклада подчи­няется правилу, в соответствии с которым на момент государствен­ной регистрации он должен быть оплачен учредителем не менее чем наполовину. При этом установлен запрет на полное освобождение учредителя от необходимости внесения вклада, включая и запрет зачета соответствующих его требований, которые могут возникнуть, к обществу. Гарантия, о которой идет речь, имеет целью отразить прежде всего интересы гражданского оборота (третьих лиц).

Определенные права и обязанности, связывающие учредителей с учрежденным ими юридическим лицом, приобретают силу для уч­редителей и юридического лица лишь с того момента, когда юриди­ческое лицо будет в установленном порядке учреждено (внесена со­ответствующая запись в Единый государственный реестр юридиче­ских лиц).

Ответственность сторон учредительного договора. Поскольку от­ношения между учредителями (участниками) в предусмотренных в ГК (специальном законодательстве) случаях основаны на связы­вающем их учредительном договоре, решение ряда вопросов отно­сительно взаимной ответственности сторон предопределено осо­бенностями этого договора. Прежде всего это относится к самой конструкции учредительного договора, при которой каждый из уч­редителей является носителем некоторых единых с точки зрения их содержания прав и обязанностей по отношению не только к самому юридическому лицу, но и к другим учредителям. Еще одна особен­ность учредительного договора, на что уже обращалось внимание, состоит в том, что учредительный договор, по крайней мере в соот­ветствующей его части, действует и до государственной регистрации юридического лица.

В связи с тем, что основная обязанность сторон учредительного договора до момента государственной регистрации юридического лица сводится к обеспечению создания условий нормальной его деятельности, в случаях, если учредитель уклоняется от совершения необходимых для этого действий, в том числе тогда, когда именно по указанной причине учредить в установленный срок юридическое лицо не удалось, остальные учредители вправе требовать от него возмещения убытков, а если это установлено учредительным дого­вором, — то и выплаты неустойки.

Взаимный характер отношений учредителей с учреждаемым об­ществом (товариществом) предопределил одинаковую возможность наступления в случаях, специально обозначенных в ГК или в зако­не, ответственности учредителей перед созданным юридическим лицом и самого этого юридического лица перед учредителями.

В виде общего правила ответственность учредителя (участника) по обязательствам учреждаемого юридического лица, равно как и