Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Брашгинский договорное право 1 том.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
25.03.2023
Размер:
1.85 Mб
Скачать

Финансирование под уступку денежного требования [факторинг]

Глава IX. Понятие факторинга и его виды

  1. Происхождение и развитие факторинга

В современной экономической и юридической литературе тер­мином «факторинг» (Гаскятд) обычно обозначают определенную деятельность кредитных и иных организаций по финансированию участников имущественного оборота, реализующих производимые ими товары (услуги), под обязательство таких участников по переда­че прав требований оплаты товаров (услуг) от контрагентов по дого­ворам. При этом, как правило, обращается особое внимание на эко­номическое существо соответствующих отношений.

Так, уже в первом комментарии норм о договоре финансирова­ния под уступку денежного требования, включенных в ГК (гл. 43), который был подготовлен разработчиками проекта данного Кодек­са, А.С. Комаров отметил: несмотря на то, что «объектом таких сде­лок выступает уступка денежных требований, иногда уже просро­ченных, с экономической точки зрения наиболее характерной чертой данных операций, обозначаемых обычно как «факторинг», пред­ставляется именно та их сторона, которая связана с предоставлени­ем финансовых услуг». «Экономическая сторона факторинга, — пи­сал А.С. Комаров, — проявляется в том, что он позволяет повысить ликвидность активов, а также оборотность своего капитала и тем самым рентабельность деятельности предпринимателей, которые пользуются его услугами»539.

Л.А. Новоселова обращает внимание на то, что в современных условиях «все более распространенный характер приобретают от­ношения, направленные на включение в оборот прав требования уплаты денег (дебиторской задолженности) непосредственно, без закрепления их в ценной бумаге». «Экономический интерес усту­пающей требования стороны, — подчеркивает Л.А. Новоселова, — как правило, состоит в незамедлительном получении денег, сниже­нии расходов на обслуживание дебиторской задолженности и час­тичном или полном освобождении от риска неплатежеспособности должника... Финансирующая сторона (фактор) получает вознаграж­дение за оказанные услуги и в ряде случаев извлекает дополнитель­ный доход в виде разницы между выплаченными кредитору и полу­ченными от должника суммами»540.

Е.Е. Шевченко специально отмечает, что «факторинг является экономической категорией — данным термином могут обозначаться отдельные операции, но не сделки (договоры), что подтверждает ана­лиз международного законодательства». «Таким образом, — предос­терегает Е.Е. Шевченко, — следует различать факторинговый кон­тракт (договор) как правовую категорию и собственно факторинг как экономическое понятие»541.

По-видимому, именно экономический аспект факторинга имеет в виду Д.А. Медведев, когда указывает на то, что «факторинг — это способ кредитования одного лица другим с условием платежа в форме правопреемства («покупки» или передачи прав требования к третьему лицу)»542.

В отечественной литературе не всегда одинаково объясняется про­исхождение факторинга и, в частности, называются разные периоды его возможного возникновения.

А.С. Комаров, например, полагает, что источником современных факторинговых операций служит сложившаяся в первой половине XIX в. практика оказания торговыми компаниями, занимавшимися сбытом товаров, их производителям (поставщикам) различных ком­мерческо-финансовых услуг. «В период становления и бурного раз­вития рыночных отношений, — подчеркивает он, — существенную роль в предпринимательской сфере и, в частности, в торговле, как во внутренней, так и внешней, играли комиссионные (торговые) агенты, которые и назывались факторами. Практически в их функ­ции входила не только реализация товаров, производимых принци­палом, но и предоставление ему денежных авансов и кредитование его производства. На более позднем историческом этапе некоторые комиссионные агенты отказались от коммерческих функций и со­средоточились на финансовых сторонах обслуживания своих клиен­тов. Постепенно факторы перешли также к прямой покупке у по­ставщика его платежных требований (выставленных покупателям счетов-фактур). Именно в этот период, считается, родился совре­менный факторинг»543.

Л.А. Новоселова полагает, что отдельные элементы факторинго­вых операций появились еще в XIII—XIV вв., однако широкое разви­тие факторинга относится к началу ХХ в. и было вызвано «усилени­ем инфляционных процессов, что требовало ускорения реализации продукции и перевода капитала из товарной в денежную форму. Именно эти причины привели к вытеснению факторингом коммер­ческого кредита в вексельной форме. Наибольшее распростране­ние, — продолжает Л.А. Новоселова, — подобные операции получи­ли в США в 40-50-х годах; осуществлялись они в основном круп­ными банками... Однако официально в США правительственный орган по контролю за денежным обращением признал факторин­говые операции законным видом банковской деятельности лишь в 1963 году»544.

Наиболее полный анализ истории происхождения и развития факторинга (по материалам зарубежных исследований) проведен Е.Е. Шевченко, который говорит о нескольких теориях происхож­дения факторинга, выдвинутых в зарубежной науке, и в связи с этим приходит к следующему выводу: «Расхождение во мнениях о време­ни возникновения факторинга обусловлено тем, что деятельность факторов претерпела значительные изменения со средних веков, кроме того, современный факторинг в силу различий между англо­саксонской и романо-германской правовой системой имеет разное юридическое понимание в зарубежных странах, относящихся к той или другой системе»545. Сам Е.Е. Шевченко считает, что «исследова­ние истории возникновения данной деятельности целесообразней проводить с XVIII века, поскольку наблюдавшееся именно в это время активное развитие бизнеса факторов предопределило появле­ние современного факторинга»546.

Е.Е. Шевченко предлагает выделять три этапа «в истории станов­ления и развития факторинговых отношений: на первом из них фак­торы занимались реализацией товара собственника, перечисляя вы­ручку по мере поступления платежей от покупателей; на втором — они, оставив эту деятельность, стали предоставлять исключительно услуги по инкассации платежей по поставленным товарам, страхо­ванию риска их неоплаты покупателями и по ведению счетов по об­служиваемым долгам (управлению кредитом); на третьем — вышеука­занные услуги дополнялись услугой по финансированию поставщика, реализующего товар с отсрочкой оплаты, в момент продажи в счет причитающихся с покупателей платежей»547.

Характеризуя процесс возникновения факторинга, А.С. Комаров подчеркивает, что «отношения, которые возникли как чисто торго­вая деятельность, переродились в финансовую операцию по предос­тавлению и гарантированию кредита и стали составной частью дея­тельности коммерческих банков»548.

Вместе с тем, как отмечает Е.Е. Шевченко, указанная «транс­формация факторинга, приведшая к возникновению особых дого­ворных отношений, была обусловлена особенностями историче­ского и экономического развития Великобритании и США»549.

Имеется в виду, что в XVIII в. сбыт товаров, импортируемых Ве­ликобританией в Америку, обеспечивался американскими торговы­ми посредниками и агентами (факторами), которые наряду с прода­жей товаров британских товаропроизводителей и представительст­вом интересов последних оказывали им различные финансовые услуги (бухгалтерский учет оплачиваемых фактором счетов, инкас­сация платежей, досрочная оплата реализуемых товаров и т.п.). По­степенный отказ факторов от роли торговых агентов и посредников, продвигающих товары британских товаропроизводителей на амери­канском рынке, и переход к финансовому обслуживанию соответст­вующих операций (в частности, финансирование товаропроизводи­телей в счет уступки ими прав требований к приобретателям това­ров) и послужили основной причиной появления факторинга как одного из самостоятельных видов коммерческой деятельности. Как подчеркивает Е.Е. Шевченко, «деятельность фактора на позднем эта­пе развития факторинговых отношений превратилась в бизнес, сущ­ностью которого стало извлечение прибыли исключительно из владе­ния и размещения денежных средств, аккумулированных ранее»550.

Если первоначальное развитие факторинга определялось исклю­чительно особенностями американской экономики, то в дальней­шем (с середины ХХ в.) факторинг получил широкое распростране­ние и развитие в странах Западной Европы. Данное обстоятельство в литературе нередко объясняется послевоенной экспансией амери­канского капитала в Европу и экономическим развитием европей­ских стран, а также обострением конкуренции среди товаропроиз­водителей, реализующих свои товары в европейских странах, и раз­витием в силу этого коммерческого кредита551.

Применение факторинга в европейских странах не могло не по­влечь за собой его определенную трансформацию в целях приспо­собления к договорным отношениям в системе континентального права. Так, Е.Е. Шевченко по этому поводу пишет: «Если в Северной Америке практиковался в основном так называемый «факторинг ста­рой линии» (оИ 8Гу1е Гас(ог1пд, поп-гесошъе ГасГоппд). предусматри­вающий оказание всех услуг, традиционно предоставляемых факто­рами, то в европейских странах большей популярностью стали поль­зоваться разновидности данной конструкции, включающие оказание только некоторых из услуг в различном сочетании»552.

Например, в Германии, по свидетельству Л.Ю. Василевской, весьма распространен такой вид факторинга, как «неполный факторинг», при котором в отличие от договора полного факторинга финансовый агент не перенимает делькредерную функцию. «По господствующему в литературе и судебной практике мнению. — подчеркивает Л.Ю. Васи­левская. — этот вид факторинга относится к нетипичному договору займа... в сочетании со специфической обеспечительной уступкой требования»553.

Использование в отношениях по факторингу не всего комплек­са финансовых услуг. оказываемых фактором и характерных для американского факторинга. а лишь определенных услуг в различ­ных сочетаниях привело к появлению значительного числа всевоз­можных видов факторинга. применяемых в реальном имуществен­ном обороте.

Первые попытки внедрения факторинга в России обычно связы­вают с появившимся в годы перестройки письмом Госбанка СССР от 12 декабря 1989 г. № 252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платеж­ным требованиям за поставленные товары. выполненные работы и оказанные услуги». в соответствии с которым банкам разрешалось осуществлять на договорных началах торгово-комиссионные (фак­торинговые) операции. Вместе с тем, как отмечается в литературе554, названное письмо Госбанка СССР «охватывало лишь случаи переус­тупки просроченных требований — уступка производилась только после получения поставщиком от банка плательщика извещения о помещении платежных требований в картотеку № 2 (расчетные до­кументы, не оплаченные в срок)»555 и никак не могло служить стиму­лом к широкому применению факторинга в отечественном имуще­ственном обороте.

Видимо, о появлении факторинга в нашей стране (в том числе как одного из элементов системы российского договорного права) можно говорить лишь с момента вступления в силу части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (1 марта 1996 г.), со­держащей правила о договоре финансирования под уступку денежного требования (гл. 43, ст. 824—833).

Данное обстоятельство — наличие кодифицированного право­вого регулирования договора финансирования под уступку денеж­ного требования — ставит российскую правовую систему в совер­шенно особое положение по отношению ко многим зарубежным правовым системам, которые не включают специальных правил, направленных на регулирование договора факторинга. На это неод­нократно обращалось внимание в отечественной юридической ли­тературе. Так, Е.А. Суханов пишет: «Несмотря на широкое исполь­зование факторинга в предпринимательском обороте, специальные нормы о договоре факторинга в большинстве развитых правопоряд- ков отсутствуют, а для его регулирования используются общие нор­мы обязательственного права, прежде всего о цессии (в континен­тальном европейском праве). С этой точки зрения ГК представляет здесь самый передовой современный опыт, хотя и не всегда бук­вально следует всем сложившимся представлениям о факторинге»556.

Л.Ю. Василевская подчеркивает, что, например, в Германском гражданском уложении и Германском торговом уложении отсутст­вует легальное определение факторинга и факторинговых операций, а в судебной практике при разрешении соответствующих конфликт­ных ситуаций обычно ссылаются на общие положения об обязатель­ствах и на правила об основных правах и обязанностях продавца и покупателя по договору купли-продажи прав требования557 .

Впрочем, как обоснованно отмечается в отечественной юридиче­ской литературе, «на сегодняшний момент ни российское федераль­ное законодательство, включая ГК РФ, ни правовая система РФ в целом не содержит определение понятия «факторинг». Вместе с тем ГК РФ установлена договорная конструкция финансирования под уступку денежного требования (ст.ст. 824—833), основу которой со­ставляет зарубежный факторинг»558. Причем договор финансирова­ния под уступку денежного требования определен в ГК таким обра­зом, «чтобы он охватывал достаточно широкий круг отношений, связанных с данным видом финансовых сделок в предприниматель­ской сфере», что позволяет «деловой практике не быть скованной жесткими правовыми рамками и достаточно гибко развиваться без оглядки на то, что она окажется без надлежащей правовой базы»559. Поэтому в литературе принято употреблять термины «факторинг» и «финансирование под уступку денежного требования» (с известны­ми оговорками) как равнозначные или взаимозаменяемые560.