Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Брашгинский договорное право 1 том.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
25.03.2023
Размер:
1.85 Mб
Скачать
  1. Форма и порядок заключения договора

В гл. 43 ГК отсутствуют какие-либо специальные правила, кото­рые определяли бы особые требования к форме договора финансиро­вания под уступку денежного требования. В юридической литературе высказывалось мнение о необходимости руководствоваться общими нормами о форме уступки права требования. Например, А.С. Комаров по этому поводу пишет: «Регулирование, включенное в главу 43, пред­ставляет собой специальные нормы по отношению к нормам общей части обязательственного права об уступке требования (ст. 382—390). Таким образом, эти положения общей части применяются к отноше­ниям по договору о финансировании под уступку требования, если в данной главе не содержится иного регулирования. В частности, нор­мы, касающиеся формы уступки требования (ст. 389), предопределя­ют форму данного договора»2. Аналогичный подход можно обнару­жить и у Е.А. Суханова, который утверждает: «Форма договора факто­ринга подчиняется общим правилам о форме, в которой должна быть совершена уступка права требования (ст. 389 ГК)»3.

Л.А. Новоселова, рассматривая вопрос о форме договора финан­сирования под уступку денежного требования, выделяет требования, предъявляемые к форме основного договора, и требования, предъяв­ляемые к форме сделок уступки, совершаемых в рамках основного договора. По ее мнению, основной договор должен совершаться в письменной форме в силу п. 1 ст. 161 ГК, поскольку одной из его

сторон (финансовым агентом) является юридическое лицо. Кроме того, Л.А. Новоселова указывает на то, что «основной договор мо­жет содержать условие о принятии финансовым агентом (банком или иной кредитной организацией) обязанности по кредитованию клиен­та, в частности, в виде принятия на себя обязательства предоставить денежные средства в срок и на условиях, предусмотренных догово­ром». «В этих случаях, — полагает Л.А. Новоселова, — к отношениям сторон, связанным с кредитованием, применима норма ст. 820 ГК РФ, согласно которой кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, и несоблюдение этого требования влечет недей­ствительность кредитного договора»622. Что же касается собственно ус­тупки денежного требования, то по этому поводу автор пишет: «Оформление сделок уступки в рамках договора факторинга долж­но производиться в соответствии с требованиями ст. 389 ГК РФ, воз­можность применения которой к отношениям сторон при факто­ринге диктуется соотношением норм гл. 24 и 43 ГК РФ»623.

Согласно ст. 389 (п. 1 и 2), о которой в данном случае идет речь, уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме, уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистри­рована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.

Как можно видеть, договор финансирования под уступку денеж­ного требования и является тем самым договором, на основе кото­рого (в рамках которого) совершается уступка денежного требова­ния. Указанный договор должен быть заключен в простой письмен­ной форме по той причине, что в нем участвует юридическое лицо (финансовый агент), как это предусмотрено п. 1 ст. 161 ГК. При этом договор финансирования под уступку денежного требования может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена документами посред­ством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электрон­ной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что до­кумент исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК).

Какие-либо иные правила, определяющие требования к форме других договоров (например, положения ст. 820 ГК о форме кредит­ного договора, как полагает Л.А. Новоселова), не могут применяться к договору финансирования под уступку денежного требования в силу отсутствия указаний на этот счет в гл. 43 ГК.

Что же касается собственно сделок по уступке денежных требова­ний, то по общему правилу при наличии договора финансирования под уступку денежного требования таковые (сделки по уступке) во­обще не подлежат специальному оформлению. Даже в тех случаях, когда речь идет об уступке будущего требования (не говоря уже об уступке существующего требования), соответствующее денежное тре­бование должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, чтобы имелась возможность идентифициро­вать указанное требование не позднее чем в момент его возникнове­ния, и оно считается перешедшим к финансовому агенту после того, как возникло само право на получение с должника денежных средств. Какого-либо дополнительного оформления уступки денежного тре­бования в этих случаях не требуется (ст. 826 ГК). Так что правила о форме уступки права требования, содержащиеся в ст. 389 ГК, должны быть соблюдены финансовым агентом и клиентом при заключении самого договора финансирования под уступку денежного требования.

В гл. 43 ГК не содержится также специальных правил, которые регламентировали бы порядок заключения договора финансирования под уступку денежного требования. Следовательно, отношения, складывающиеся между сторонами при заключении указанного до­говора, подчиняются общим правилам о заключении гражданско- правовых договоров (гл. 28 ГК).

При заключении договора финансирования под уступку денеж­ного требования, как и всякого иного гражданско-правового дого­вора, должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора. Следуя положениям п. 1 ст. 432 ГК, к числу существенных условий договора финансирования под уступку де­нежного требования мы должны отнести условия о предмете этого договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В юридической литературе все существенные условия названного договора нередко сводят лишь к условию о предмете договора. На­пример, А.А. Павлов пишет: «Круг существенных условий договора финансирования ограничивается лишь условием о предмете. Отсут­ствие в конкретном договоре иных условий не влечет признания его незаключенным и должно восполняться с помощью общих правил об обязательствах (гл. 22 ГК)»624.

В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что в тех слу­чаях, когда закон называет какие-либо условия договора в качестве существенных или необходимых для договоров данного вида и одно­временно устанавливает диспозитивные нормы для восполнения ука­занных условий при их отсутствии в конкретном договоре, данные условия не утрачивают характер существенных условий договора, но приобретают новое качество их определимости с помощью диспози­тивных норм. Ведь стороны могут своим соглашением исключить применение соответствующих диспозитивных норм и тогда недости­жение ими соглашения по указанным существенным условиям дого­вора повлечет за собой признание договора незаключенным.

Кроме того, заключение именно договора финансирования под уступку денежного требования, который является сложным догово­ром, имеющим отдельные виды, и не отличается полнотой право­вого регулирования, требует от сторон активной позиции и инициа­тивы в выработке условий договора. Поэтому круг условий этого договора, относительно которых стороны могут заявить о необходи­мости достижения соглашения, здесь может быть шире, нежели при заключении любого гражданско-правового договора. С учетом этого и следует рассматривать вопрос о существенных условиях договора финансирования под уступку денежного требования.

В юридической литературе высказаны различные мнения о пред­мете договора финансирования под уступку денежного требования.

Так, Е.А. Суханов утверждает следующее: «Предметом договора финансирования под уступку денежного требования может быть:

  • передача денежного требования финансовому агенту в обмен на предоставление клиенту денежных средств;

  • уступка клиентом фактору своего денежного требования в ка­честве способа обеспечения исполнения обязательства, имеющегося у клиента перед фактором (обычно по кредитному договору фактора с клиентом). В этом случае требование может переходить к фактору только при условии невыполнения клиентом своего основного обя- зательства»625.

Л.Г. Ефимова пишет: «Объектом обязательства, возникающего из договора финансирования под уступку денежного требования, явля­ется соответствующее действие, совершения которого вправе потре­бовать кредитор. Соответственно финансовый агент передает или обязуется передать денежные средства либо взаймы, либо в качестве встречного эквивалента за право требования платежа. Следователь­но, обязательство финансового агента носит денежный характер. В свою очередь клиент передает или обязуется передать финансово­му агенту денежное требование клиента к третьему лицу»626.

А.А. Павлов, комментируя положения о договоре финансирова­ния под уступку денежного требования, определяет предмет указан­ного договора следующим образом: «Предметом рассматриваемого договора являются, с одной стороны, денежные средства, переда­ваемые клиенту, а с другой — денежное требование клиента к треть­ему лицу, которое либо уступается финансовому агенту, либо слу­жит способом обеспечения исполнения обязанности клиента»627.

Е.Е. Шевченко предлагает понимать под предметом договора финансирования под уступку денежного требования «не столько само финансирование, сколько финансирование под уступку де­нежного требования — уступка требования здесь является неотъем­лемой частью услуги, оказываемой финансовым агентом»628.

На наш взгляд, предметом договора финансирования под уступку денежного требования следует признать действия финансового агента по передаче денежных средств клиенту и действия последнего по ус­тупке финансовому агенту соответствующего денежного требования. Однако с методологической точки зрения более приемлемым пред­ставляется определять предмет договора финансирования (а стало быть, и круг существенных условий этого договора, относящихся к его предмету) дифференцированно применительно к различным ви­дам договора финансирования под уступку денежного требования.

К примеру, в ситуациях, когда обязательство на стороне одного из контрагентов по договору (финансового агента или клиента) носит реальный характер, действия указанного контрагента (соответственно по передаче денежных средств или по уступке денежного требования) остаются за рамками договора, и, следовательно, предмет договора финансирования под уступку денежного требования составят дейст­вия лишь одного из контрагентов.

В случаях, когда по договору финансирования под уступку де­нежного требования денежное требование уступается в целях обес­печения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом, предмет договора расширяется за счет дополнительных действий финансового агента по представлению отчета клиенту о получении платежа с должника и передаче клиенту суммы, превы­шающей размер задолженности клиента, обеспеченный уступкой денежного требования, и действий клиента по уплате финансовому агенту остатка долга, не погашенного должником при предъявлении ему уступленного денежного требования.

Аналогичным образом (дифференцированно применительно к отдельным видам договора) следует определять и иные существен­ные условия (например, по признаку их необходимости для догово­ров данного вида) договора финансирования под уступку денежного требования.

Скажем, если речь идет о договоре финансирования под уступку денежного требования, осуществляемую в целях обеспечения ис­полнения обязательства клиента перед финансовым агентом, то очевидно, что в таком договоре должны содержаться условия о сро­ках и порядке представления финансовым агентом отчета о получе­нии платежа от должника по уступленному денежному требованию. В договоре, предусматривающем передачу будущего требования, уступка которого обусловлена наступлением определенного собы­тия, должны обязательно присутствовать условия, позволяющие иден­тифицировать указанное события, а также определяющие поря­док вступления уступки денежного требования в силу после наступ­ления соответствующего события.

Если по договору финансирования под уступку денежного тре­бования финансовый агент принимает на себя обязанности по ве­дению для клиента бухгалтерского учета либо предоставлению ему иных услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки, существенными условиями такого договора должны быть признаны (опять же по признаку их необходимости) условия, определяющие объем и порядок оказания соответствую­щих финансовых услуг, а также порядок и размер их оплаты кли­ентом.

Следует еще раз подчеркнуть, что отсутствие в договоре финанси­рования под уступку денежного требования какого-либо условия, признаваемого существенным условием этого договора, при невоз­можности его восполнения путем применения диспозитивной нормы влечет за собой только то последствие, что указанный договор не мо­жет считаться заключенным (п. 1 ст. 432 ГК).