Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Брашгинский договорное право 1 том.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
25.03.2023
Размер:
1.85 Mб
Скачать
  1. Стороны в договоре простого товарищества

Пункт 1 ст. 1041 ГК предусматривает возможность заключения договора простого товарищества с участием двух или нескольких лиц. Приведенная норма позволяет прежде всего сделать вывод о

том, что количество участников данного договора может насчиты­вать любое число. Необходимо лишь, чтобы сторон оказалось не менее двух.

Вместе с тем законодательство устанавливает и определенное ог­раничение для участия различных субъектов права в рассматривае­мых договорах.

Некоторые из таких ограничений носят общий характер и соот­ветственно относятся ко всем участникам гражданского оборота. Имеется в виду прежде всего необходимость получения в случаях, предусмотренных Законом «О лицензировании отдельных видов дея- тельности»749, лицензии. Определенное значение имеет среди прочего и то, что если бы обязательность лицензирования не распространя­лась на создание такого товарищества, последнее могло бы принять форму скрытого предпринимательства для тех, кому возможности осуществлять соответствующую деятельность в свободном режиме законодательство не предоставляет.

Статья 1041 (п. 2) ГК представляет собой специальную норму, ограничивающую круг возможных участников договора простого товарищества, который создается для осуществления предпринима­тельской деятельности750. Указанная норма допускает участие в дого­воре простого товарищества только индивидуальных предпринима­телей и (или) коммерческих организаций751.

Таким образом, необходимым условием участия граждан в догово­ре простого товарищества, который был заключен для осуществления предпринимательской деятельности, служит их государственная реги­страция в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 23 ГК, а также с Законом «О государственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей»1.

Определенные сложности решения того же вопроса — о законо­дательных ограничениях, действующих применительно к возможно­сти заключения договора простого товарищества, связаны с уста­новлением дифференцированного режима для коммерческих и не­коммерческих организаций, имея в виду, что первые, как указано в ст. 50 ГК, преследуют увеличение прибыли в качестве основной це­ли своей деятельности, а вторые не имеют такой цели и не распреде­ляют полученную прибыль между своими участниками. Вместе с тем п. 3 той же статьи признает за некоммерческими организациями право осуществлять определенную коммерческую деятельность по­стольку, поскольку это служит достижению тех целей, ради которых они созданы и соответствуют этим целям. Таким образом, речь идет о двух различных признаках. Один из них относится к обязательно­му направлению использования прибыли — обеспечению достиже­ния общих целей, которые поставлены перед организацией, а дру­гой — к характеру самой деятельности, служащей источником полу­чения прибыли.

Определенная конкретизация п. 3 ст. 58 ГК содержится в ст. 24 Закона «О некоммерческих организациях»752. В ней вслед за общим указанием на возможность осуществления некоммерческой органи­зацией одного или нескольких видов деятельности, не запрещенных законом и соответствующих целям, перечисленным в ее учредитель­ных документах, установлены виды предпринимательской деятель­ности, которой по общему правилу могут заниматься и некоммерче­ские организации. При этом прямо, в частности, названо участие в хозяйственных обществах и товариществе на вере в качестве вклад­чика. Судебная практика дает основания рассматривать соответст­вующие нормы как исключительные и по этой причине не подле­жащие распространительному толкованию. В подтверждение этого можно указать на Обзор практики разрешения споров, связанных с договорами на участие в строительстве, составленный Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ (Информационное письмо от 25 июня 2000 г. № 56). Приведенным в нем двум арбитражным де- лам753 предпослано общее положение: «Учреждения и некоммерче­ские организации не могут быть участниками договора о совместной деятельности только в случае, когда такой договор заключен для осуществления предпринимательской деятельности»754.

Пункт 2 ст. 1041 ГК совпадает с п. 4 ст. 66 ГК. Оба они устанав­ливают аналогичные ограничения для отдельных участников това­риществ. Имеется в виду, что в силу п. 2 ст. 1041 ГК сторонами дого­вора простого товарищества, как и участниками полных товари­ществ, а также полными товарищами в товариществе на вере, могут быть и индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п. 4 ст. 66).

В литературе была высказана точка зрения, в силу которой «не­коммерческие организации имеют право учреждать коммерческие организации, благодаря чему предпринимательская деятельность, необходимая для решения уставных задач, может осуществляться на самом деле и некоммерческой организацией. К примеру, если ре­лигиозные объединения (церкви, монастыри, мечети) не могут со­вершать некоторые сделки по этическим или каноническим нор­мам, то коммерческая структура в форме хозяйственного товарище­ства (общества), учрежденная религиозным объединением, вполне способна выполнить любые задачи без оглядки на каноническое право755.

В свою очередь И.В. Елисеев обратил внимание еще на одну осо­бенность, относящуюся к субъектному составу договора простого товарищества. Речь идет о том, что «одно и то же лицо может участ­вовать в нескольких простых товариществах одновременно. Отсут­ствие здесь запретов, аналогичных тем, что предусмотрены в отно­шении полных или коммандитных товариществ, легко объяснимо. Простое товарищество не является самостоятельным субъектом права и поэтому нет необходимости особо заботиться об упрочении его финансового положения. Закон не вправе лимитировать количе­ство договоров простого товарищества, в которых лицо может участ­вовать и по которым оно принимает на себя ответственность»756. Со­глашаясь в целом с таким выводом, необходимо все же признать, что приведенное правило знает и исключения, содержащиеся в специ­альных законодательных актах.

Наряду с общими могут существовать для отдельных видов про­стого товарищества и дополнительные ограничения, относящиеся к субъектному составу. Примером может служить прежде всего Закон «О финансово-промышленных группах»757. В соответствии со ст. 3 Закона участниками группы могут быть только юридические лица и иностранные лица. Особо оговорена возможность участия в финан­сово-промышленных группах инвестиционных институтов, негосу­

дарственных пенсионных и иных фондов, а также страховых орга­низаций при условии, если такое участие обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса именно в данной финансо­во-промышленной группе. Тот же Закон предусматривает наряду с этим обязательное вхождение в состав финансово-промышленной группы организаций, которые действуют в сфере производства това­ров и услуг, а равно банков и иных организаций.

Можно указать также на то, что в другом виде простых товари­ществ — в страховом пуле в свою очередь допускается возможность участия только образований, которые отвечают предъявляемым За­коном «Об организации страхового дела в Российской Федерации»758 требованиям к страховщикам.