Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мохов Региональная элита 1941-1991.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
4.22 Mб
Скачать

Глава 3. Региональная номенклатура и политическая элита 157

ственных. Секретари парткомов часто менялись, переходя на хозяй­ственную работу или, что было гораздо реже, поднимаясь на ступень выше в партийно-политической иерархии.

Перед секретарями парткомов стояли специфические проблемы, оп­ределяемые тем, что они в основном работали с неноменклатурными кадрами, для значительной части которых, особенно для рабочих, рядовых колхозников, существовали иные критерии отношения к делу, к плану, к нормам выработки. Эти различия неизбежно должны были учитываться, если речь шла о выполнении плана. Компромисс нижнего эшелона партийных кадров с директоратом и трудящимися был неизбежным.

В-третьих, существовала вполне сложившаяся закономерность: чем ниже был уровень номенклатуры, тем большее число факторов воздей­ствовало на ее формирование. На низовом уровне комплектование номенклатуры было результатом взаимодействия множества интере­сов, действий, тенденций, обязательств. Это могли быть несовпадаю­щие интересы партийного и хозяйственного руководства, «пожелания» руководства районного уровня, потребности развития конкретного про­изводства, особенности господствующей в настоящий момент кадровой политики, личные амбиции работников, наличие кадров и т. д. Иногда складывалась парадоксальная ситуация, когда выбора при утверждении на номенклатурную должность, собственно, и не было (например, требовался специалист определенного профиля, партийный, в возрасте до 40 лет и т. д.). Поэтому и контроль над номенклатурой, за исключени­ем некоторых особо важных должностных позиций, был скорее фор­мальным, номинальным, чем действительно содержательным.

В результате в городах, особенно крупных, между номенклатурами различных уровней существовали значительные различия, связанные прежде всего с тем, на какие социальные и личностные параметры делался акцент при назначении на должность. На уровне производства приоритет отдавался собственно хозяйственным способностям канди­дата на должность, на уровне городов - организационно-политическим способностям, умению организовывать проведение в жизнь политичес­кой линии. Для города более характерна борьба влияний различных групп, течений, определяемая сложным составом самой номенклатуры.

В результате номенклатура городов не была тотальной по охвату в своих рядах ни всех сколько-нибудь значимых руководителей, ни боль­шинства дипломированных специалистов. Она держалась лишь на силе организации и установленного порядка вещей. Номенклатурная сеть отношений, густая в верхних эшелонах власти, становилась гораздо прозрачнее на низовом уровне. Вне номенклатуры (даже учетно-конт-рольной) оставались группы работников, численность которых постоян­но возрастала. Номенклатура начинала «растворяться» в массах.

Иная ситуация была на селе. Число руководителей всех рангов, дипломированных специалистов на протяжении длительного времени было стабильным. Кадровый потенциал на протяжении многих десяти­летий оставался очень ограниченным. Поэтому закономерен был и

158

В. П. Мохов Региональная политическая элита России (1945-1991 гг.)

столь высокий удельный вес кадров номенклатуры среди специалистов с высшим образованием. На селе номенклатурная сеть была густой, как нигде. Более того, по мере сокращения численности населения сель­ских районов удельный вес номенклатуры даже увеличивался, поскольку численность обязательных должностных позиций сохранялась примерно одной и той же.

Сама структура территории сельского района необыкновенно спо­собствовала усилению роли номенклатурных взаимосвязей. Разорван­ность территории на отдельные небольшие населенные пункты со слабыми средствами сообщения и связи; решающая роль в обеспече­нии работой и решении всех хозяйственных и бытовых вопросов местно­го руководителя (как правило, хозяйственного); зависимость этого руководителя от назначения «из района» — все содействовало упроче­нию номенклатурных связей.

Местные партийные органы объективно были в состоянии контроли­ровать большинство назначений на должности, которые были структуро­образующими для района. Не следует сбрасывать со счетов и такой фактор, как относительная однородность (по статусу) номенклатурных фигур района. В отличие от городов, где номенклатурные должности вышестоящих парткомов не были редкостью, в сельских районах самым высоким номенклатурным статусом, как правило, обладали сами секре­тари райкомов. Остальные работники могли входить лишь в лучшем случае в номенклатуру обкома. Это объективно способствовало созда­нию монополии на власть на селе, какой не было в городе - там она размывалась множеством факторов, в том числе наличием различных по весу работников номенклатуры ЦК. Особенно однородность номенкла­турных статусов возросла при Л. Брежневе, по мере сокращения влияния номенклатуры ЦК на регионы и их периферию. Характерно, что при И. Сталине номенклатуры вышестоящих комитетов буквально раз­рывали на части статусное пространство почти всех городов и районов региона, что создавало ситуацию нестабильности, постоянной борьбы влияний, авторитетов, амбиций.

Наконец, в крупном городском центре номенклатура горкома оказы­валась «включенной» в широкую и все более расширяющуюся среду кадров с однотипными социальными параметрами (образование, воз­раст, карьера, стаж руководящей работы и др.), что создавало постоян­ное давление с ее стороны на номенклатуру. Партийные комитеты должны были учитывать это «общественное мнение» неноменклатурных руководящих кадров в своей практической деятельности. На селе же ситуация была иной. Номенклатурным кадрам уже не могло противосто­ять столь широкое и массовое поле работников, отличающихся от номенклатуры только статусом. Скорее номенклатура становилась фак­тором, определявшим многие параметры «общественного мнения» ру­ководящих работников села.

Специфичнее для сельских районов была система работы с выпуск­никами высших учебных заведений, оказавшихся там по распределе-