Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мохов Региональная элита 1941-1991.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
4.22 Mб
Скачать

Глава 2. Факторы эволюции региональной политической элиты России 99

В смене секретарей райкомов, горкомов партии (данные по Перм­ской области) выделяются три «пиковых» года (1985, 1988, 1990), когда отмечалась наивысшая сменяемость. Каждый раз основную массу сме­нившихся секретарей составляли вторые секретари и секретари (соот­ветственно 73,5; 85,7; 60,0 % от числа сменившихся). Среди председа­телей гор- и райисполкомов наиболее значительные изменения проис­ходили в 1986 г. и 1989 г., среди их заместителей — 1985, 1986, 1989 гг. Анализ сменяемости по различным уровням элиты в целом обнаружива­ет ее примерную однотипность.

1990 год, год появления новых местных советов, означал, что про­изошла инверсия власти: советы становились в условиях политического хаоса островками власти, обладающими легитимностью. Новые сове­ты—переходная форма власти, сочетающая в себе свойства реальной и формальной властей. С точки зрения структуры, состава делегатов они скорее приближались к старым формальным структурам власти. С точки зрения легитимности, полномочий, функций, места в обществе — к реальным структурам власти.

Новые советы в абсолютном большинстве состояли из коммунистов, придерживающихся, однако, совершенно различных взглядов. В соста­ве депутатского корпуса резко снизился удельный вес рабочих, колхоз­ников, женщин. Значительно вырос процент руководителей различного ранга. Региональная элита в лице своих первых лиц удержала позиции в составе высшего органа государственной власти. В него был избран 41 председатель Советов Министров автономных республик, обл- и край­исполкомов из 60. Только в четырех областях «первые» руководители не являлись депутатами ни союзных, ни российских органов власти. Кроме того, «во власть» пошел второй эшелон партийной и советской регио­нальной элиты: было избрано 30 вторых секретарей региональных парткомов, 24 первых заместителя обл- и крайисполкомов, 28 предсе­дателей городских и окружных Советов 142. Тем не менее итоги выборов говорили об очень серьезном кризисе не только КПСС, но и всей конструкции власти в СССР.

На заседании Политбюро ЦК КПСС, где обсуждался вопрос об итогах выборов и подготовке к Съезду народных депутатов РСФСР, разгорелась дискуссия об их оценке. В. А. Медведев считал, что итоги выборов нельзя оценивать ни как большую политическую победу, ни как трагическое поражение 143. И. Т. Фролов придерживался пессимисти­ческой точки зрения: «...надо признать наше поражение, реально и недвусмысленно». Он считал, что является стратегическим просчетом подводить итоги выборов по количеству голосов, которые получила партия, поскольку в партии идет распад144. Его поддержал В. А. Крючков, который полагал, что партия оказалась «если не на последнем рубеже, to на предпоследнем рубеже — это наверняка»145. Горбачев фактически поддержал позицию В. А. Медведева, заявив, что партия на выборах выглядела иначе, выйдя из шокового состояния; уже начался серьезный перелом. Партия должна органично интегрироваться в новую полити-

100

В. П. Мохов Региональная политическая элита России (1945-1991 гг.)

ческую систему146. Разногласия на уровне Политбюро ЦК КПСС отража­ли лишь ту сумятицу на низших этажах власти, которую преодолеть уже было практически невозможно.

Особо необходимо рассмотреть те обстоятельства, которые привели к тому, что в кратчайшие сроки (за неполные пять лет) принадлежность к партийной элите перестала быть символом власти, партийная элита как особый слой разрушилась, распалась на составные части и исчезла, растворившись в новых властных структурах, хозяйственной элите и т. д.

Еще 1985-1986 гг. показывают типовую в целом структуру властных отношений на всех уровнях, когда определяющая роль партийной элиты в решении всех принципиальных вопросов была неоспоримой. События 1987-1988 гг. (расширение гласности, выход средств массовой инфор­мации из-под тотального контроля партийных органов, развитие выбор­ных начал, проведение первых относительно свободных выборов в высшие органы власти страны и в местные Советы) создали принципи­ально иную ситуацию во властных отношениях.

Официально провозглашенный в 1988 г. на XIX партконференции КПСС курс на создание правового государства, на разделение властей, на передачу власти Советам привел к тому, что роль советских лидеров стала стремительно возрастать. Их выступления на партийных форумах становятся все более резкими, независимыми. Хотя вежливые «покло­ны» в сторону партийных органов и их решений по-прежнему остава­лись. Так, вплоть до июля 1991 г. принимались совместные постановле­ния пермских обкома и облисполкома (например, о награждении почет­ными грамотами за успехи в труде). В других регионах эта практика была прекращена чуть раньше 147. Тем не менее, решительный поворот в сторону «перекачки» власти к Советам произошел.

Это почувствовали и партийные лидеры. Начинается борьба за советские посты, и в первую очередь за пост председателя исполкома совета. Не раз коллеги по работе, занимавшие более низкое положе­ние, отмечали, что «руководство» стало гораздо меньше заниматься партийными делами, а всецело занялось выборами 148. Особенно это было характерным для районного уровня. Одновременно стала рушить­ся и другая основа партийной власти — партийная структура, что было связано с начавшимся и все более усиливавшимся выходом из партии, усилением политической пассивности остававшихся членов КПСС и распадом внутрипартийных отношений. Уже в 1987 г. прирост партий­ных рядов составил всего 1,0 % против 1,4 % в 1986 г., в 1988 г. он был всего лишь 0,1 %, а в 1989 г. впервые за многие десятилетия произошло уменьшение партийных рядов на 1,3%149.

Поначалу партийные лидеры пытались объяснить выход из партии как предательство, трусость, освобождение от «балласта», «пассива» и карьеристов. Однако очень скоро из партии стали выходить те, кого к этим категориям отнести было нельзя: кадровые рабочие, награжден­ные орденами, специалисты, депутаты советов, хозяйственные руково­дители, секретари первичных парторганизаций. Особенно разруши-