Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Агафонов_Основы смысловой теории сознания.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Глава 11. Определения, следствия, комментарии

145

Чтобы представление, восприятие, мышление, любые формы предметной деятельности были «разумны», они с необходимостью должны быть осмысленными. Только благодаря тому, что психи­ческая активность носит осмысленный характер, субъекту позна-ния открывается предметная картина связанных в целостности элементов, а не бессмысленный хаос различных предметов (зри­тельное восприятие), не какофония звуков (слуховое восприятие) и не бессвязный ассоциативный поток (мышление). Сознатель­ная регуляция жизнедеятельности предполагает знания о том, чем является среда, в которой осуществляется такая регуляция, а так­же о том, каков возможный результат осуществляемых действий. А такая регуляция и антиципация могут быть поняты только как функций смысла.

Глава 12

ПРОБЛЕМА ПЕРВОНАЧАЛ КАК НЕУСТРАНИМАЯ АНОМАЛИЯ ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ

Для того чтобы психическое отражение было возможным, субъект уже до момента самого отражения должен иметь позна­вательные ресурсы, то есть владеть механизмами отражения. В свою очередь, как это уже подчеркивалось, сама психическая структура не может мыслиться в отрыве как от своего функцио­нального назначения, так и от того материала, из которого она строится. Смысловое содержание как условие и одновременно результат (психического отражения, таким образом, должно су­ществовать до момента первого познавательного акта. Но вслед­ствие чего это происходит? Ведь психика — это модель окружаю­щего мира, то есть модель, которая возникает только в процессе отражения. И что это за смыслы, возникающие как эффекты от­ражения до самого отражения?

Правомерна ли сама постановка такой проблемы? И, если «да», на каком пути искать ее решение? Мне представляется единствен­но разумным предположение, что способность к первоначальному психическому отражению внешней стимуляции является врожден­ной. Психические смыслы не возникают из ниоткуда. Даже если мы допустим возможность существования в психике недетерми­нированных явлений, их научное объяснение, в любом случае, строится таким образом, как если бы эти явления имели свою причинность, поскольку наука, главным образом, занимается выявлением каузальных связей. В силу этого недопустимо при­знание существования исходного психического содержания, воз­никновение которого ничем не детерминировано. Поэтому вто-ричность смыслов психической сферы следует рассматривать в отношении присущей человеку способности, или, иначе, спо­соба, с помощью которого, по всей видимости, еще в период эм­бриогенеза происходят первые смыслопорождающие акты соб-

Глава 12. Проблема первоначал как неустрашимая аномалия

147

ственно психического отражения. Эта способность является по­тенциальной до того момента, пока биологическое развитие ре­бенка не достигает определенной стадии, точно так же, как овла­дение речью возможно не раньше того, как будут созданы для этого физиологические предпосылки. Конечно же, возникает вопрос: «А чем детерминирована сама способность к смыслопо-рождению?» Если бы мы ответили на этот вопрос, нам бы потре­бовалось найти детерминанты этой детерминанты и т. д. Это уве­ло бы нас в дурную бесконечность. Поэтому не остается никакой логической альтернативы признанию некоторой врожденной способности осуществлять, пусть еще в исключительно элемен-тарной форме, но уже психическое моделирование среды. Я по­нимаю, что такое объяснение едва ли может показаться удовлетворительным, однако, приняв любое другое, мы не сможем разрешить парадокс возможного отражения до отражения. Ос­нову, своего рода базовое условие, проявления смыслов психи­ческой сферы человека — это «биологические смыслы»1. Это по­ложение не следует понимать так, что психическое смысловое содержание есть следствие биологического развития. Мозг, не­рвная система и организм в целом есть только необходимое усло­вие, а не причина возникновения способности к смыслопорождению. Но так же как тело не прекращает свое существование с момента возникновения сознания, так и «биологические смыслы не исчезают в процессе психического развития. Поэтому вы­ведение смыслов психической сферы из биологической основы едва ли поможет решить проблему. Человек как носитель созна­ния не является заложником физиологии своего телесного орга­низма и социологии своего социального окружения. Признание этого положения требует искать детерминанты свободной активности психики внутри самой психики. Тело, как биологический носитель сознания, живет по своим, иным, нежели психика, за­конам. А исследуя мозг с целью понять природу сознания, мы исследуем всегда только мозг.

Затруднения при объяснении формирования первоначально­го психического опыта не испытывают только те, кто видит пси-

1 Смысл по определению является психическим продуктом. Понятие «био­логический смысл» носит нарочито метафорический характер. Под биосмысла­ми понимаются природосообразные цели, достижение которых призвано обес­печить выживание и развитие особи.

148