Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Агафонов_Основы смысловой теории сознания.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Глава 3. О законах функционирования сознания

41

законы практически не представляют никакого интереса и абсо­лютно не способны внести порядок в предмет исследования» (ПопперК, 1992. С. 305).

Уникальный объект исследования — будь то литературный или музыкальный текст, этическая система, определенное культурное событие — случаен. Случайное же, как известно, является анти­тезой закономерного. В рамках гуманитарной психологии не от­крыто никаких законов, так как эмпирический субъект с прису­щей ему уникальностью явление историческое, то есть случайное. Поэтому естественно-научная психология не изучает природу персонификации эмпирического субъекта. Для него нет эмпи­рически целесообразных законов.

Закон, хотя и обнаруживается реальным ученым, не является порождением его субъективной воли. Смысл закона инвариан­тен относительно познавательных сил, действующих в сфере на­учного знания, хотя форма закона, его логико-грамматическое представление произвольно.

Законы в психологии не могут быть установлены по отноше­нию к реальным объектам изучения, а лишь в отношении к идеа­лизированным объектам. Идеализированный объект существует только в рамках теории, поэтому логические конструкции, гипо­тезы, законы, все то, что составляет онтологию теоретического знания, приложимы только по отношению к нему. Представле­ние, например, памяти в качестве идеального объекта, предпо­лагает, что функционирование памяти (а законы описывают ло­гику функционирования) законопослушно. Описание логики работы идеализированных объектов очищено от допущений о случайном вмешательстве побочных влияний, которые неустра­нимы в эмпирических условиях. При установлении закона мы не должны слышать эмпирический шум. Законы позволяют нам уви­деть явление в рафинированном виде, то есть в виде, заведомо невозможном в действительности. Но если мы не понимаем че­рез закон, мы ничего не понимаем в реальности, хотя повторюсь, законы устанавливаются не по отношению к реальным явлениям.

Идеализации, принятые в науке, требуют четко разграничи­вать теоретические и эмпирические понятия. Теоретические по­нятия включаются в логические описания предмета изучения, в формулировку законов. Сказанное не означает, что такие эмпи­рические понятия, как восприятие, запоминание или действие не могут использоваться при построении теорий. Но теоретиче-

42

Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания

ский вес они получают только в случае установления определен­ной сферы применения тех законов, которыми объясняются явления, описываемые этими понятиями. И в этом случае они переходят в разряд теоретических. В любом случае, научно-пси­хологическое понятие можно определить, только указав, как оно входит в ту или иную логически выстраиваемую закономерность. Закон можно понимать как идентичное в явлениях. Было бы целесообразно выделить некоторые основания для условной клас­сификации законов.

1. Способ вывода (установления):

  • дедуктивные;

  • индуктивные.

Классическим примером дедуктивного способа вывода явля­ется закон всемирного тяготения Ньютона. На мой взгляд, исто­рия этого открытия — лучшая иллюстрация прогностического по­тенциала дедукции. В 1666 г. в письме к астроному Галлею Ньютон сообщил, что обнаружил закон, управляющий падением тел и дви­жением планет. Однако, применив свою формулу к движению Луны, Ньютон вынужден был признать, что по предлагаемой фор­муле местонахождение Луны должно быть не там, где фиксирова­ли его астрономы. Только через 16(!) лет Ньютон узнает, что значе­ние радиуса Земли, которым он пользовался, было неверным. Повторно сделав вычисления и получив совпадение своей форму­лы и измерений астрономов, Ньютон убеждается в достоверности открытого закона. Через несколько лет, многократно убедившись, что ошибки нет, он решается обнародовать свое открытие.

Аналогично в психологии открывает закон Г. Т. Фехнер, кото­рый сначала вывел логарифмическую зависимость между силой раздражителя и интенсивностью ощущения, и уже затем она была экспериментально подтверждена. А в ходе психофизических эк­спериментов была установлена и сфера применяемости основ­ного психофизического закона: средние значения интенсивнос­ти раздражителя.

Открытия, совершенные с помощью дедуктивного метода, наиболее надежны и точны. Дедуктивные законы лучше позво­ляют предсказывать новые факты.

Индуктивные законы являются эмпирическими обобщения­ми. Они позволяют «собрать» опытные данные под единый обра­зец объяснения. Большинство законов в психологии носят ин-