Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sosnovsky_Psikhologia.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
4.39 Mб
Скачать
  1. Социальный контекст: друзья и взрослые

Возникновение чувства взрослости и появление потребности в ее утверждении в подростковом возрасте часто выражается в тре­бовании равенства прав со взрослыми, что создает определенные трудности и проблемы во взаимоотношениях взрослых и подрост­ков. В 11 —12 лет начинается борьба подростков за автономию, независимость, прежде всего от тех, с кем раньше был связан наи­более тесно. В этот период наблюдается своеобразное «потреби­тельское» отношение к родителям и учителям, обусловленное стрем­лением проверить равенство их прав со взрослыми, общность для них и для взрослых правил и требований жизни. Особенно ярко это проявляется в ревности подростков к заботам взрослых о са­мих себе: к покупкам каких-то вещей, развлечениям, друзьям и т.п. (И.В. Дубровина). Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их контроля и опеки. Чувство защищенности, безопасности так­же является значимым для подросткового возраста, оно дает подро­стку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни (И.В. Дубровина).

Однако подросток уже не приемлет старые способы выражения любви родителей к нему, открытое выражение чувств, особенно в присутствии сверстников. Все это создает определенное напряже­ние в отношениях родителей и подростков. Иногда взрослые не успевают перестроить свои отношения с ребенком на принципах равенства, чему способствует ряд моментов: неизменность социаль­ного положения «ученика»: материальная зависимость от родите­лей; сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в об­лике и поведении; сила привычки взрослого направлять и контро­лировать своего ребенка. Тогда создается неблагоприятная ситуация: отношение к подростку как к ребенку, который должен подчинять­ся и слушаться, вступая в противоречие с представлением подрост­ка о собственной взрослости, приводит к конфликтам. Споры, рас­хождения во взглядах подростков и родителей касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов: одежды, при­чески, присутствия дома по вечерам и пр. В 12—13 лет появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание под­ростком собственного понимания справедливости в различных областях (замечания учителя, несправедливая отметка, политиче­ские и экономические проблемы); подросток обличает взрослых, обвиняя их в лицемерии и несправедливости. Однако следует от­метить, что, несмотря на то что эмоциональная дистанция между подростками и родителями увеличивается, это не обязательно ве­дет к бунту или неприятию родительских ценностей.

Педагоги могут оказать огромное влияние на подростков. Если отношения между учителем и учеником основаны на личном взаи­мопонимании, их общение глубоко и разносторонне. Учитель ста­новится для ученика одним из самых уважаемых людей, служит образцом для подражания и способен существенно воздействовать на формирование его самосознания, целей и устремлений. Для учи­теля в подростковых классах особенно необходима эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, уравновешенность. Такие лично­стные особенности позволяют учителю быть открытым, строить от­ношения с учениками на основе понимания, истинного душевного тепла, терпимости и уважения. Подростки любят учителей вообще по-человечески счастливых, доброжелательных и жизнерадостных (Ф. Райс).

Общение со сверстниками приобретает в подростковый период чрезвычайную значимость. Это период, когда- потребность в обще­нии со сверстниками становится одной из центральных, а ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Благополу­чие в отношениях со сверстниками очень важно для подростка, для его психического развития. Отрочество сензитивно для развития средств общения. Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с ми­ром. Известно, что те школьники, которые в 12—14 лет были ориен­тированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юноше­ском и взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимо­отношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных.

В этот период наиболее ярко проявляется реакция группирова­ния: стремление подростков в группу сверстников, общение в ком­пании ровесников. Группа создает особое переживание — «чув­ство МЫ», играя существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Группа защища­ет подростка, дает ему поддержку, одновременно предъявляя жест­кие требования. Отсюда — реакция конформности подростков, стрем­ление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую со всеми одежду, иметь одинаковые увлечения, разговаривать на принятом в группе сленге и т.п. Для подростка очень важно не просто быть в группе сверстников, но быть приня­тым, признанным, уважаемым ровесниками. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, стра­дают от одиночества, плохо учатся в школе, у них чаще наблюдают­ся душевные расстройства и случаи противоправного поведения (К. Флэйк-Хобсон).

Иногда подростка привлекают ценности и установки одного че­ловека, а не целой группы. Этот человек — значимый другой — может быть близким другом, любимым учителем, звездой кино или спорта либо кем-то еще, чье мнение очень ценно для подростка. Здесь проявляется так называемая реакция имитации — подража­ние определенному лицу или образу. Влияние значимого другого обладает наибольшей силой именно в отрочестве, когда подросток активно ищет модели для подражания.

Подростки спешат освободиться от родительской опеки, заме­нив ее доверительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями. Подросток стремится иметь близкого верного друга, с которым можно было бы поделиться своими переживаниями, трево­гами, трудностями, сокровенными мыслями, который мог бы выслу­шать, понять и посочувствовать. По мере того как дружба приобре­тает все более глубокий и интимный характер, подростки все чаще обращаются по самым разным вопросам к близким друзьям, а не к родителям. Друзья и приятели придают подростку сил и увереннос­ти в себе, помогают в решении внутренних проблем и межличност­ных конфликтов. Подростки склонны выбирать друзей, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений и преданности. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны и требова­тельны. Поступки сверстников, особенно друзей, оцениваются под­ростком чрезвычайно эмоционально и с максималистских позиций: для друга подросток должен быть готов на все; если друг «подвел», «предал», то немедленно следует разрыв отношений. Насыщенность и эмоциональность дружеских отношений в подростковом возрасте приводит порой к конфликтам, если потребности их участников не получают удовлетворения.

Отношения между мальчиками и девочками претерпевают су­щественные изменения в подростковом возрасте. Возникает инте­рес друг к другу, который вначале сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек, и у многих мальчиков проявляется в неадек­ватных формах (в «задирании», агрессивных реакциях). Девочки,

хотя и жалуются, но мотивы таких действий понимают правильно и не обижаются всерьез. Позже отношения меняются: теряется не­посредственность, появляются скованность, робость, стеснительность и в то же время повышается интерес к устанавливающимся отно­шениям, к тому, кто кому нравится, хотя открытые дружеские отно­шения проявляются редко, так как для этого подросткам необходи­мо не только преодолеть собственную скованность, но и быть гото­вым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников (B.C. Мухина).

У старших подростков общение между мальчиками и девочка­ми делается более открытым: возникают разнополые компании, желание нравиться становится одним из значимых стремлений, возникают привязанности, которые могут быть очень эмоциональ­ными и занимать большое место в жизни подростка. Некоторые подростки так и не решаются сказать тому, в кого влюблены, о своих чувствах, переживая осуществление самых невероятных надежд в мечтах и фантазиях. Нередко подросток любит скорее придуманного «другого» или свою мечту, нежели реального чело­века. Отсутствие взаимности, утрата любви приводит к сильным и острым переживаниям, страданиям. Тенденция быстрого перехода от дружбы к влюбленности, ухаживаниям объясняется отчасти воздействием стереотипов поведения, пропагандируемых средства­ми массовой информации, отчасти — стремлением самих подрост­ков поскорее стать взрослыми.

В подростковом периоде начинают формироваться сексуальные влечения, которые вначале могут характеризоваться определенной недифференцированностью (сексуальные переживания могут быть направлены на взрослого человека, на сверстника своего и другого пола) и повышенной возбудимостью. Множество проблем подрост­кового периода связаны с ранним пробуждением сексуального чув­ства и первым сексуальным опытом подростков. Устойчивый и силь­ный интерес к сексуальным вопросам может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростка (как реальных, так и вообража­емых), наличии у него переживания неполноценности в этой сфере, о неудовлетворительных отношениях со сверстниками, интенсив­ном половом созревании. В таких случаях, тем более в тех, когда подросток рано приобретает сексуальный опыт, требуется особая помощь со стороны родителей, педагогов и психологов, заключа­ющаяся в первую очередь в установлении доверительных отноше­ний, нормализации отношений со сверстниками, нахождении сфер самоутверждения, развитии и укреплении чувства собственного до­стоинства, самоуважения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]