Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Говзич - ХОЗПРАВО.doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
2.07 Mб
Скачать

2.3 Республика Беларусь, административно-территориальные единицы как субъекты хозяйствования

В современной правовой доктрине государство рассматривается в разных ас­пектах: как организованное общество; политическая органи­зация господствующих сил; правовой институт; территория с населением; юридическое лицо; аппарат власти; субъект имущественных прав; союз граждан, населения; казна; публичная власть.

Республика Беларусь, административно-территориальные единицы отличаются от граждан и юридических лиц тем, что по своей правовой природе обладают властными полномочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой режим их участия в гражданском обороте и позволяет характеризовать их как особые субъекты гражданского права.

Государственные органы издают акты законодательства, которы­ми должны руководствоваться все субъекты, и администра­тивные акты, могущие быть основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отно­шений, иначе говоря, государство в нормативном порядке регулирует имущественные и иные гражданско-правовые отношения, определяет правосубъектность участников граж­данского оборота (в том числе и в отношении себя). Властными полномочиями обладают также и администра­тивно-территориальные единицы, что вытекает из ст. 120-122 Конституции Республики Беларусь.

П р а в о с у б ъ е к т н о с т ь государства, как и иных субъектов гражданского права, определяется право- и дееспособностью [171,с. 280—281].

Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, интересах народа [184, с. 776].

Органы, через которые государство и администра­тивно-территориальные единицы реализуют свою граж­данскую правоспособность, весьма разнообразны. Боль­шинство из них являются юридическими лицами, а поэтому могут выступать в гражданском обороте как от имени Республики Беларусь или административно-тер­риториальных единиц, так и от своего собственного име­ни, приобретая тем самым гражданские права и обязанности для себя, а не для государства или админи­стративно-территориальных единиц соответственно. Дру­гие органы (в частности, Совет Министров) юридичес­кими лицами не являются и способны участвовать в гражданских правоотношениях только от имени Рес­публики Беларусь или административно-территориаль­ной единицы.

Обладая признаками, общими для коллективных гражданско-правовых субъектов, Республика Беларусь и администра­тивно-территориальные единицы обладают индиви­дуальными, только им присущими признаками, поэтому и правовой режим, законодательно установленный для них, в одних случаях отражает черты, общие для коллективных субъектов гражданского права, а в других — специфические черты исследуемых субъектов. Многие нор­мы, определяющие правосубъектность юридических лиц, неприменимы к таким субъектам как Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, в частности, нормы о порядке образования и прекращения юридических лиц, об имущественной ответственности юридических лиц по своим обязательствам и др.

Непосредственное участие государства во внут­реннем хозяйственном обороте осуществляется путем вступления в оборот государственных органов, действу­ющих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Это вытекает из ст.125 ГК, согласно которой в отношениях, регули­руемых гражданским законодательством от имени Рес­публики Беларусь и административно-территориальных единиц, могут выступать государственные органы, действующие в рамках их компетенции, установленной ак­тами, определяющими статус этих органов.

На республиканском уровне от имени государства могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обя­занности, выступать в суде как представительные, так и исполнительные органы Республики Беларусь: Националь­ное собрание, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и др. От имени административ­но-территориальных единиц своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязан­ности органы местного управления и самоуправления, действующие в рамках компетенции, установленной акта­ми, определяющими статус соответствующих органов.

Государство может считаться непосредственно уча­ствующим в гражданском обороте лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от его имени.

Республика Беларусь и административно-террито­риальные единицы непосредственно участвуют в граждан­ском обороте реже, чем созданные ими государственные юридические лица, осуществляющие хозяйственную дея­тельность. Однако это не исключает значительного разно­образия общественных правоотношений, в которых принимает участие непосредственно государство. Среди отношений, участниками которых является Республика Беларусь и административно-терри­ториальные единицы, важнейшее место занимают отно­шения собственности. Государственная собственность является основой участия государства и административ­но-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.

Как собственники своего имущества, государственные образования — Республика Беларусь и административно-территориальные единицы — обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданском обороте. В этом смысле они обособлены и от созданных ими государ­ственных юридических лиц, самостоятельно выступающих в гражданском обороте от своего имени. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредствен­но владеют, пользуются и распоряжаются только своей казной, из состава которой исключено имущество, закреплен­ное за государственными предприятиями и учреждениями.

Республика Беларусь и административно-территориальные единицы выступают в качестве субъектов права и в обязательственных отношениях.

Названные субъекты выступают стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы. В первую очередь речь идет о сделках, совершаемых при реализации полномочия распо­ряжения государственной собственностью (приватизация объектов государственной собственности).

Поскольку государство и административно-территори­альные единицы обладают вещными правами на определен­ное имущество, они могут использовать предусмотренные законом средства для защиты этих прав при их нарушении. Примером может служить предъявление финансовыми орга­нами от имени государства исков, адресованных лицам, которые повредили или уничтожили имущество, находив­шееся в республиканской или коммунальной собственности.

Республика Беларусь и ее административно-террито­риальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Администра­тивно-территориальные единицы не отвечают по обязатель­ствам государства, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случаев, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы либо она приня­ла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь. По общему правилу государство не отвечает по обяза­тельствам созданных им юридических лиц. Однако на Респуб­лику Беларусь, административно-территориальные единицы как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам этих предпри­ятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц ука­заний учредителей, собственников. Точно так же на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств. Респуб­лика Беларусь, кроме того, несет субсидиарную ответствен­ность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества.