Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Евразийский регион.doc
Скачиваний:
370
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
5.78 Mб
Скачать

Население

Вполне объективные данные о населении РУ на сегодня отсутствуют. Переписи населения в стране не проводились с 1989 г., и к настоящему времени не определена даже дата её возможного проведения. На сегодня существуют лишь текущие оценки численности и состава населения, которые, учитывая время, прошедшее после переписи, не могут считаться безусловно точными.

Узбекистан – самая большая по численности населения страна региона. В 2009 г. здесь проживало 27,6 млн. чел. (в 1990 г. – 20,7 млн. чел.). С момента обретения независимости рост населения замедлился, хотя продолжает оставаться высоким (среди постсоветских республик выше темпы роста населения только в Таджикистане). Наиболее быстрыми темпами растёт население южных областей республики – Кашкадарьинской и Сурхандарьинской. Здесь за период независимости численность населения увеличилась более чем в 1,7 раза. В то же время население столицы за 20 лет выросло всего на 10 %. Это объясняется традиционно пониженным уровнем естественного прироста в Ташкенте, а также массовой эмиграцией нетитульного населения, доля которого наиболее высока именно в столице.

Таблица 1

Динамика численности населения Узбекистана, тыс. человек

1913

1940

1959

1970

1979

1989

1995

2000

2005

2010

2014

4334

6551

8119

11 799

15 391

19 905

22 563

24 500

26 021

28 001

30 493

Средняя плотность населения составляет 61,4 чел. на км². Население размещено крайне неравномерно. Основными районами концентрации населения республики являются предгорные равнины, горные долины, оазисы. Наиболее густо заселены такие районы республики, как Ферганская долина, Ташкентско-Голодностепский оазис, долины Зеравшана и Сурхандарьи в восточной и северо-восточной частях страны. На северо-западе наиболее густонаселённым «островом» является Хорезмский оазис в низовьях Амударьи. Показатель плотности населения на этих территориях существенно выше средних по Узбекистану. Например, в отдельных районах Ферганской долины (в Андижанской области) он превышает 600 чел. на км². В то же время обширные пустынные области северо-западной части Узбекистана, а также высокогорья восточной и юго-восточной частей страны практически не имеют постоянного населения.

Население Узбекистана сохраняет неоднородность этнического состава, несмотря на характерную для всего постсоветского пространства тенденцию к повышению удельного веса титульного этноса. В 2009 г. узбеки составляли 81,4 % населения (в 1989 г. – 71,4 %), таджики – 4,9 %, русские – 3,3 %, казахи – 3,1 %, каракалпаки – 2,2 %60.

Узбеки относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Современный узбекский этнос сложился лишь к началу XX столетия в результате длительного процесса консолидации трёх этнических субстратов. Первым из них стало автохтонное преимущественно ираноязычное население городов и земледельческих оазисов (сарты), потомки античных согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев, ферганцев, сако-массагетских племён. Второй субстрат составили т.н. чагатайские узбеки – потомки тюрков, переселившихся на территорию Среднеазиатского междуречья несколькими волнами в период с начала нашей эры до XIII века (в домонгольский период). Наконец, третьей группой стали дешт-и-кипчакские узбеки, потомки кочевников, под предводительством хана Шейбани мигрировавших с территории современного Казахстана и завоевавших в 1500 году государство Тимуридов. Именно эти последние и приняли для себя этноним «узбеки» – в честь золотоордынского хана Узбека. Поскольку в среднеазиатских государствах, возникших после похода Шейбани, господствовала именно узбекская (в узком смысле) элита, процессы тюркизации в персоязычной среде региона получили новый импульс. В свою очередь, этноним «узбеки» к началу XX века распространился не только на потомков дешт-и-кипчакских узбеков, но и на другие группы населения нынешнего Узбекистана. Результатом постепенного смешения трёх компонентов и консолидации их вокруг потомков дешт-и-кипчакских узбеков и стало формирование современного узбекского народа.

За пределами страны проживает не менее пятой части узбеков мира. В основном они расселены в приграничных районах соседних с Узбекистаном государств. Самая крупная территориальная группа узбеков сосредоточена в Афганистане, где они составляют, по различным оценкам, от 6 до 9 % населения (1,8–2,7 млн. человек). Узбеки проживают в северной части Афганистана, составляя значительную часть населения (в первую очередь, сельского) провинций Герат, Фарьяб, Джаузджан, Балх, Тахар, Кундуз, Баглан, Бадахшан. В пределах СНГ узбеки наиболее многочисленны в Таджикистане (937 тыс.), Киргизии (768 тыс., в основном в приферганских областях), Казахстане (457 тыс., главным образом в Южно-Казахстанской области), Туркмении (407 тыс.), России (290 тыс.).

Крупнейшим по численности этническим меньшинством являются таджики (1,35 млн.) – потомки древнего персоязычного населения оазисов Средней Азии, которое в результате многовекового процесса тюркизации утратило преобладание на территории современного Узбекистана. Таджики проживают во всех областях Южного и Северо-Восточного Узбекистана, наиболее многочисленные их группы расселены в Сурхандарьинской, Самаркандской, Кашкандарьинской областях, а также в Ферганской долине (преимущественно в Наманганской и Ферганской областях). Доля таджиков в населении Сурхандарьинской области достигает 13,7 %, в Наманганской области – 8,9 %, в Самаркандской – 8,8 %. Важно подчеркнуть, что сфера распространения таджикского языка значительно шире ареала расселения таджикского этноса. Многие узбеки, особенно в Самарканде и Бухаре, а также в прилегающих к ним районах, в качестве разговорного используют именно таджикский язык, хотя и значительно отличающийся от литературного. Кроме того, в Узбекистане широко распространён узбекско-таджикский билингвизм. Это явление – отражение того факта, что многие узбеки являются потомками сравнительно недавно тюркизированного ираноязычного населения.

Вторые место по численности занимают русские (900 тыс. человек). Русская диаспора сформировалась в результате нескольких миграционных волн, преимущественно в советский период. Из-за высокой плотности аборигенного населения и отсутствия навыков сельскохозяйственной деятельности в специфических природных условиях региона русские переселенцы концентрировались преимущественно в городах, где они работали главным образом в промышленности, на транспорте, в сфере образования и науки. Подавляющее большинство русских и в настоящее время сконцентрировано в городских поселениях республики. Наиболее крупная территориальная группа проживает в Ташкенте, где русские составляют 20 % населения (2008 г.).

Казахи (855 тыс. в 2009 г.) сосредоточены в приграничных с Казахстаном районах Узбекистана. Подавляющее большинство их проживает в Каракалпакии, Ташкентской, Бухарской и Сырдарьинской областях. В Каракалпакии доля казахов составляет 24,8 % населения, в Ташкентской области – 13,7 %. В последнее время численность их, вероятнее всего, сокращается, что обусловлено массовым выездом в Казахстан. Из-за низкого уровня жизни в Узбекистане политика казахстанского руководства по репатриации «оралманов» находит среди узбекистанских казахов вполне благожелательный отклик. В последние годы казахи стали крупнейшей национальной группой эмигрантов, превзойдя по количеству выехавших даже русских.

Каракалпаки (504 тыс.) – потомки раннесредневековых тюркоязычных народов Приаралья – печенегов и огузов, с начала XIX века и по настоящее время они сконцентрированы на территории современной Республики Каракалпакстан, главным образом в дельте и на правобережье Амударьи. Незначительная часть каракалпаков расселена в других областях Узбекистана: в Бухарской (Канимехский район) и Хорезмской, в Ферганской долине (Алтынкульский район Андижанской области) и небольшое число – в долине Зеравшана (Самаркандская область).

В Узбекистане долгое время преобладало сельское население, и его доля постепенно росла: в 2007 г. она составляла 36 % (в 1991 г. – 40 %). Дезурбанизация в постсоветский период являлась общей для Среднеазиатского региона и была обусловлена двумя факторами: повышенным естественным приростом сельского населения и эмиграцией из Узбекистана славянского населения, ранее проживавшего преимущественно в городских поселениях. Однако в дальнейшем указанная тенденция была пресечена сугубо административной мерой. Постановлением Президента РУ от 14 июля 2005 года местным органам исполнительной власти было предписано срочно выявить сельские населённые пункты, удовлетворящие критериям городского посёлка, а областным Кенгешам и Жокаргы Кенесу Каракалпакстана рекомендовалось «принять в установленном порядке соответствующие решения об изменении статуса вышеуказанных населенных пунктов». В результате реализации этого постановления к 2009 году в городские посёлки превратились 965 (!) сельских населённых пунктов. Эта «урбанизационная революция» позволила формально увеличить долю городского населения до 51,5 %, что является самым высоким показателем среди стран региона.

В Узбекистане насчитывается 129 городов. Крупнейшие из них – Ташкент (2,2 млн. чел.), Самарканд (385 тыс.), Наманган, Андижан, Бухара, Фергана. Возраст большинства крупных городов республики исчисляется тысячелетиями, они возникли либо в районах орошаемого земледелия, либо на старинных караванных путях. Однако подавляющее большинство городов были образованы в советское время. Как правило, новые города возникали около месторождений полезных ископаемых, или как местные центры промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья.

Таблица 2

Воспроизводство населения Узбекистана в 1960–2013 гг., в ‰.

1960

1970

1980

1990

1995

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

39,8

6,0

33,8

33,6

5,5

28,1

33,8

7,4

26,4

33,7

6,1

27,6

29,8

6,4

23,4

21,3

5,3

16,0

20,5

5,3

15,2

22,2

4,8

17,4

21,2

4,9

16,3

21,0

4,9

16,1

22,5

4,8

17,7

Демографический спад, охвативший постсоветское пространство после распада СССР, проявился и в Узбекистане, хотя и весьма слабо. В 90-е годы в республике наблюдалось довольно ощутимое (в 1,5 раза) падение рождаемости, особенно заметное во второй половине 90-х гг. В 2000-е гг. этот показатель стабилизировался и даже обозначил слабую тенденцию к росту. Уровень смертности незначительно вырос в первые годы независимости, но ещё до конца 90-х гг. он вновь снизился и в настоящее время заметно ниже показателей конца 80-х гг. Соотношение динамики рождаемости и смертности привело к заметному понижению естественного прироста до отметки 1,5–1,6 % в начале 2000-х гг. и до 1,6–1,8 % в начале второго десятилетия XXI века (против 2,6–2,7 % в последние советские годы). Несмотря на спад, уровень естественного прироста остаётся одним из самых высоких на территории бывшего СССР.

Территориальные различия демографической обстановки выражены довольно слабо. Сравнительно низким приростом отличается лишь столица, где традиционно велика доля нетитульного населения. В противоположную сторону выделяются области Южного Узбекистана – Кашкадарьинская и Сурхандарьинская, а также Джизакская область на Северо-Востоке, где естественный прирост в последние годы превышает отметку в 2 %.

Миграционный баланс в Узбекистане устойчиво отрицателен. Отток славянского населения обозначился ещё в позднесоветский период, а в начале 90-х гг. его размеры резко увеличились. Другими заметными этномиграционными процессами в период независимости стали переселение казахов в Казахстан и, в меньшей степени, репатриация крымских татар на Украину. В миграционном движении можно выделить две волны. Пик первой пришёлся на первую половину 90-х гг., когда из страны наиболее массово выезжало русскоязычное население. Вторая волна обозначилась в начале XXI века и дотигла пика в середине 2000-х гг. Этот всплеск эмиграции связан с массовым выездом из страны казахов. За исключением кратковременного периода в середине 2000-х гг. «российское» направление эмиграции остаётся преобладающим. Однако в российско-узбекистанском миграционном обмене всё большую роль играет перемещение этнических узбеков, поскольку эмиграционный потенциал русского населения уже в значительной степени исчерпан.

Всего с 1991 по 2013 гг. механическая убыль населения в Узбекистане составила около 1,5 млн. человек. Из этого количества свыше 1 млн. эмигрантов выехало в Россию и около 300 тыс. – в Казахстан.

Несмотря на значительность внешней миграции, в целом она всё же не оказывает существенного влияния на динамику численности населения Узбекистана. За счёт механической убыли в настоящее время погашается лишь около 10 % естественного прироста. Ранее, в «пиковые» годы, этот показатель достигал 25 %.

Огромных размеров достигает сезонная трудовая миграция узбекских граждан в соседние страны СНГ, прежде всего, в Россию и Казахстан. Факторами, способствующими росту масштабов трудовой миграции, являются низкий уровень жизни в Узбекистане и постоянный рост населения. Являясь наиболее крупной по численности населения страной Средней Азии, Узбекистан генерирует и наибольший по численности поток «гастарбайтеров», отправляющихся на поиски работы за пределы страны. По имеющимся оценкам, в течение 2004–2008 гг. на заработки в Россию и Казахстан ежегодно выезжали 2,5 миллиона граждан Узбекистана. На учёте органов ФМС РФ в первой половине 2009 г. состояли лишь 532,1 тыс. узбекских «гастарбайтеров», что составляет около 40 % работавших в России граждан стран СНГ. На протяжении 2006–2008 гг. объем денежных средств, переводимых трудовыми мигрантами в Узбекистан, вырос с 1,4 до 3,3 млрд. долларов (в 2,4 раза).