Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Петрушин Мастерская психологического консультирования.doc
Скачиваний:
115
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
850.43 Кб
Скачать

Реальность и виртуальный мир невротика

С появлением компьютера в наш лексикон вошло понятие «виртуаль­ная реальность». Любая компьютерная игра позволяет погрузиться в эту искусственную реальность. Когда я играю в такую игру, то отож­дествляюсь с главным героем и испытываю массу разнообразных ощу­щений, от страха до радости, преодолевая различные препятствия. У меня начинает сильнее биться сердце, потеют от волнения руки, уча­щается дыхание, выбрасывается в кровь адреналин — хотя реально я просто сижу за столом и смотрю на экран. В этот момент я погружен в искусственную реальность.

Основная проблема невротика — это психологическое застревание в виртуальной реальности. Оносразу определяется по тому, как и что человек говорит. Признаком того, что человек находится в виртуаль­ной реальности, может быть следующее поведение:

клиент заостряется на описании прошлого опыта, либо перспек­тив своей жизни;

использование слов «кажется», «вроде бы», «как бы», «не знаю», «я постараюсь» и т. п.;

частое цитирование (анекдоты, «мудрые мысли» из литературы, высказывания знакомых и близких);

клиент намного больше говорит о других, чем о себе.

Находясь в виртуальности, невротик не только сам не может всту­пить в отношения с другими людьми, но и делает это невозможным для других людей (так как встреча может произойти только в реальности). Потребность в безопасности побеждает потребность в изменении.

В то же время невротик, конечно же, живет и действует в реальности. Но, находясь в виртуальности, он действует, как лунатик, который не осоз­нает, что делает на самом деле. Например, человек говорит, что у него с женой очень хорошие отношения, а сам в это время сжимает кулаки.

Поэтому при консультации вовсе необязательно досконально слы­шать то, что говорит человек. Важно видеть, что он сейчас на самом деле делает. Например — вызывает у психолога чувство беспомощно­сти или заставляет его почувствовать свою значимость. Психологичес­кую помощь необходимо рассматривать прежде всего как реальное действие, то есть то, что приведет к изменениям. Отсюда важнейшее требование к психологу заключается в том, чтобы он мог видеть эти две реальности и, соответственно, осуществлять реальное действие по отношению к клиенту.

К сожалению, современная профессиональная подготовка психо­логов, особенно в вузе, строится в основном на виртуальной основе. Психологические знания, получаемые при обучении, остаются на уровне «как бы». Поэтому нередко в консультации вместо реального взаимодействия происходит перекачка материала из одного компью­тера («психолог») в другой («клиент»). Это позволяет преобразовать и улучшить виртуальный мир клиента, но его реальное положение дел останется незатронутым.

Не чините невротикам компьютер

В психологической литературе существует много определений невро­тического состояния. Это и неспособность выбрать из двух желаний что-то одно, это большой разрыв между личностью и сущностью (то есть его психологическая незрелость), отсутствие навыков сублима­ции, результат конфликта между бессознательным желанием и цензу­рой и т.д. Соответственно имеются различные подходы в помощи по избавлению от невроза. Но все авторы сходятся в одном: основная причина невроза заключается в неприятии человеком реальности.

Не переваривая существующую реальность, невротик поселяется в своем более красивом, более удобном и более безопасном мире — в придуманной виртуальной реальности. Но иногда психологические защиты, окружающие его «хороший» мир, дают сбой. В оранжерее разбивается стекло, и через эту пробоину врывается холодный ветер реальности. Становится неудобно, неприятно и небезопасно. Это на­зывается проблемой (хотя это всего лишь следствие первоначальной проблемы — ухода от реальности), и невротик обращается к психоло­гу с просьбой о помощи.

Здесь возможны два варианта, которые можно рассматривать как два разных направления психологической работы. Чтобы прояснить их, я буду использовать следующую метафору. Представим человека, который увлекается компьютерными играми. Он играет в них день и ночь, ушел в эти игры «с головой». При этом окружающий мир с его проблемами становится более иллюзорным по сравнению с проблемой прохождения «седьмого уровня» в игре «Завоевание космоса». Человек полностью погрузился в свой компьютерный мир и вдруг... его компьютер ломается. У человека проблема: «Как теперь жить?». И он берет свой компьютер и начинает искать помощи, так как чувствует себя ужасно.

Чаще всего, придя на консультацию, человек считает своей пробле­мой поломку компьютера. «Верните меня в мою виртуальную реальность, заделайте мне разбитые окна, почините компьютер» — таков подтекст его жалоб. То есть сам факт обращения к психологу говорит прежде всего о том, что человек не знает своих реальных проблем. Почти всегда прихо­дится сталкиваться с мнимыми проблемами. От того что он пройдет или не пройдет «седьмой уровень», его отношения, например, с близкими людьми, никоим образом не изменятся. Можно починить компьютер (избавим человека от неприятных симптомов), но тогда мы его еще боль­ше отдалим от реальности. Жизненные проблемы от такой «помощи» только усугубятся. А можно использовать эту поломку как шанс для того, чтобы человек «проснулся» и начал жить в реальности.

С точки зрения этого подхода можно выделить два вида психоло­гов. Одни занимаются починкой компьютеров невротикам, подправ­ляя и делая более совершенным их виртуальный мир, другие — выво­дят человека из этого искусственного мира «на свет Божий». В после­днем случае человек благодаря психологу обнаруживает подлинные причины своих проблем.

Для того чтобы отличать реальный язык от «виртуального», на­учиться задавать вопросы, выводящие клиента из виртуальности в ре­альность, различать два вида помощи, можно сделать следующие упражнения.

Сначала я из роли клиента приведу пример виртуального текста: «Недавно у меня с очень хорошим знакомым испортились отношения. Я пробовал и так и эдак, ничего не помогает. Что мне делать?». В этом тексте все слова виртуальные, то есть под ними может скрываться какое угодно содержание. «Знакомый» — это может быть друг, подруга, старший товарищ и т.д.

После того как суть виртуального языка освоена, можно поделиться по парам и сознательно пообщаться таким образом. Затем можно попробовать общение в различных ролях — один говорит на виртуальном языке, а дру­гой с помощью уточняющих вопросов «возвращает» его в реальность.