Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Петрушин Мастерская психологического консультирования.doc
Скачиваний:
114
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
850.43 Кб
Скачать

Единственный

У женщины год назад умер муж. Она по нему тоскует и целый год пла­чет. В разговоре прозвучало слово «единственный». Я за него ухватил­ся. Кто может быть единственным? Муж? Нет, можно развестись и снова выйти замуж. Ребенок? Можно родить другого. Единственны­ми могут быть только родители. У меня возникла идея о переносе отца на мужа. Стал расспрашивать о муже. Оказалось, что она вышла замуж по ее словам поздно — в 24 года. До него, в браке и после его смерти у нее ни с кем не было интимных отношений. Гипотеза стала крепнуть. Стал расспрашивать про родного отца. Выяснилось, что он «пил, гу­лял, маму обижал» и т.д. — то есть был «плохим» папой. И в раннем возрасте у нее была мечта, «чтобы он меня не знал и я его не знала». То есть психологически, страдая от несоответствия реального образа отца и идеального, она отказалась от реального, сохранив идеальный. Но успокоив себя таким образом она создала себе проблему — она ос­талась без отца. Ее внутренний ребенок был «незакрытой» потребно­стью. И эту проблему надо было решать. В 24 года она нашла мужа? Нет, не мужа, а ее внутренняя девочка нашла себе отца. Соответствен­но, смерть мужа она стала переживать как смерть отца. Ее «ребенок» был в горе.

У нее также была младшая сестра, которая проблему с отцом реши­ла по-своему. Так уж случилось, что они с матерью и их отец посели­лись на одной улице. Но дочери выросли, и отец их уже не узнавал. Однажды, младшая сестра в магазине увидела, как отец расплачивал­ся за покупки, но у него не хватало денег. Она подошла к нему и ска­зала: «Вот вам 100 рублей». Тот стал оправдываться и спрашивать, по­чему она так делает. «Потому что вы мой отец». Он сначала решил, что это старшая, потом вспомнил, что она младшая. От денег отец стал отказываться, достал пачку денег из кармана и стал кричать, что у него все есть и ему ничего не надо.

Потом младшая сестра рассказала это все старшей, завершая сло­вами: «Я так рада, что у меня есть отец и у него все есть!»

В итоге разговора возникло два выхода из ситуации. Первый — на­чать поиски нового мужчины — «отца». Второй — принять в отце отца и закрыть детскую потребность. Это мог бы быть шаг к взрослению, после чего она бы стала искать мужчину как мужчину, а не как роди­теля. В качестве помогающей метафоры я обратил ее к вере в Бога. «Если исходить из того, что все не случайно, а предопределено — то вам Бог решил дать именно такого отца, которого дал. Но вы не вня­ли этому и променяли его на другого. В итого он его забрал и снова ос­тавил вас наедине со своей задачей. Чтобы принять в отце отца, вам надо найти, в чем смысл того, что вам был дан именно этот «плохой», а не идеальный родитель. Именно ему стать дочерью».

Я ухожу от тебя

— От меня ушел парень. Мы жили с ним два года. Меня поразило то, что когда он уходил, я чуть не физически его удерживала. Стала на по­роге и не пускала. Потом несколько дней плакала, — говорит Юля. — Тут еще мама приехала, стала с ним говорить, меня попросила выйти. Потом мама сказала, что нам нужно пожениться, а то так всегда будет.

— А что ты сейчас чувствуешь, рассказывая это?

— Мысли сумбурные. Папу вспомнила, он повесился два года на­зад. Я переживала, считала маму виноватой.

— А как мама с папой жили?

— Часто ссорились, мне это не нравилось. У папы было несколько попыток самоубийства.

— Ты их мирила?

— Летом они расходились по углам и каждый мне говорил о том, какой тот другой плохой.

— Смотри, что получается. Родители ссорились между собой и тебя втянули в свои отношения. Ты попеременно оказывалась то в одном, то в другом лагере. Когда мама ругала папу — ты за папу. Когда папа начинал выходить из себя — ты за маму. И каждый хотел сделать из тебя сторонника. А потом папа сделал «сильный ход» — он убил себя. И вся вина теперь упала на маму. Его скрытая агрессия выразилась в том, что он не напал на маму, а через тебя это сделал. Теперь ты уже на его стороне навсегда.

А на ситуацию ухода парня наложилась ситуация ухода отца. На психологическом уровне этот парень был отцом, а ты — ребенком. И он тебе говорит не «я ухожу от тебя», а «я ухожу от тебя «повеситься». И твоя реакция была реакцией девочки на эту угрозу, как если действительно отец так дочери сказал. Конечно, она бы стала его умолять, физически удер-живать, то есть так, как ты себя вела. Отсюда две проблемы. Одна — смерть отца осталась непережитой, это может привести к тому...