Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Петрушин Мастерская психологического консультирования.doc
Скачиваний:
115
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
850.43 Кб
Скачать

Как сделать в себе психолога

Что является самым важным для того, чтобы написать художественную картину? Ни холст, ни краски, ни пейзаж. Нужен художник. Как им стать? Можно бесконечно рисовать, но так и не научиться этому. Уме­ние рисовать— это часть личности человека. Надо каким-то образом найти и вырастить художника в самом себе, тогда мы сможем проявить свои способности. То есть основной метод рисования — это сам чело­век. Если это художник, то он сможет нарисовать даже обгорелой спич­кой на салфетке. Если его нет, то, имея самые роскошные кисти, крас­ки, холсты и пейзажи, мы вряд ли напишем хорошую картину.

Практическая психология, как и изобразительное творчество тоже относиться к области искусства. Знание психологом методик и техник еще ни о чем не говорит. Я стану психологом лишь тогда, когда найду или создам его, то есть этого самого психолога в себе. На этом уровне подлинные знания — это всегда умения, а умения — это часть самого человека. Если психолога в вас нет, то все ваши знания о психологии имеют такую же ценность, как шкаф с книгами.

Как сделать себя психологом? В одиночку и по книгам это почти невозможно. Если продолжить аналогию с изобразительным творче­ством, так же, как учатся рисовать, то есть идут в подмастерья к худож­нику. Поэтому первый шаг на пути к психологу — это поиск Учителя. После того, как вы его нашли (или он вас, есть же выражение: «Когда ученик готов — появляется учитель»), советую прицепиться к нему «мертвой хваткой» и вытащить из него все, что он знает. Для этого, естественно, надо создать ему благоприятные условия.

Учителем является не тот человек, который себя так обозначает. Это тот, у кого учатся. Им самим об этом сообщать необязательно. Мой пер­вый учитель психологии даже не подозревал, что он таковым является. Я просто старался максимально больше времени быть рядом с ним. Ве­дет ли он тренинг, читает ли лекции, сидит ли в компании, гуляет ли по улице — мне всегда хотелось оказаться поблизости. Не то чтобы я его преследовал, но случая лишний раз его повидать не упускал. Чтобы чаще с ним встречаться, я стал включаться в то, чем он занимался, ста­рался по возможности быть ему полезным. Для того чтобы говорить с ним на одном языке, читал книги, которые он упоминал, прослушивал его лекции, записанные на магнитофоне, по 10-15 раз.

Обстоятельства сложились так, что я оказался на другом конце страны, но примерно 2-3 раза в год приезжал к нему. Обычно разго­вор занимал 30-40 минут, но этого хватало на последующие месяцы самостоятельного обдумывания. Как человек он не был для меня иде­алом, но как учитель! Здесь я признавал его безоговорочно. Все пси­хологические знания преломлялись через его школу. Он, конечно, не претендовал на создание учения. Школой она была лишь для меня. Затем, через много лет, наступил следующий этап. Я увидел в нем человека. Учитель исчез, мы стали хорошими друзьями. Возможно, ког­да в учителе увидишь человека, то на этом обучение у этого Учителя заканчивается.

Насколько я сейчас понимаю, обучение искусству идет через по­строение отношений ученика и учителя. Учиться — значит, войти с учителем в определенные отношения. Эти отношения строятся ис­ключительно на любви. Учитель — это не начальник. По отношению ко всему объему знания о человеке он и ученик равны. Когда учитель что-то просит, это счастье, что ты ему для чего-то понадобился.

Другой важный момент — для обучения нужен непосредственный контакт с учителем. Передача знаний — это великая тайна, словами можно выразить лишь небольшую их часть. Однажды я услышал фра­зу, с которой полностью согласен: «Знание передается через живое общение посредством молчания». Чтобы научиться, надо какое-то время просто жить рядом с учителем.